Новости Северодвинска и Архангельской области

Все на картошку!

25.09.2016
Изменить размер шрифта
Фото из архива семьи Егоровых

Там не только работали, но и отдыхали, влюблялись, становились друзьями на долгие годы.

Пожалуй, не найдётся ни одного северодвинца старшего поколения, который хоть однажды не побывал бы на картошке. Да что там северодвинца, практически каждый городской житель необъятного Советского Союза знает не понаслышке, о чём это я толкую.

Для тех, кто не в курсе, поясню. Было такое время в 60-80-е годы, когда рабочих рук для уборки урожая в колхозах и совхозах хронически не хватало. То ли урожаи были просто немыслимые, то ли техники нужной не было, то ли просто бежал народ из сёл и деревень. То ли ещё что космического порядка... Поэтому привлекали для уборки урожая картошки, а бывало морковки, турнепса, капусты и прочих сельхозкультур горожан. И ехали на картошку на пару недель труженики умственного труда, те самые, о которых пел Высоцкий: «Товарищи учёные, доценты с кандидатами... Ох, вы там добалуетесь! Ох, вы доизвлекаетесь, пока сгниёт, заплесневеет картофель на корню!»

Чаще всего на картошку ехали, пожалуй, даже с удовольствием. Молодёжь – за романтикой. Сколько свадеб в те годы было сыграно после картошки, сколько малышей «картофельных» через годик после неё делали свои первые шаги! Замужние женщины ехали, как в отпуск, отдохнуть от надоевшей рутины: работа – дом – дети – магазины - готовка. А женатые мужички – на свободу!!! «Неруганой» водочки попить, с коллегами за жизнь у костра побазарить, вечером на рыбалку сходить. Конечно, женщин с маленькими детьми никто к картошке не принуждал, как и людей старшего возраста. Никого за отказ не наказывали и премий не лишали. Как-то решали всё по-хорошему. Раз дана разнарядка на пятнадцать человек, – значит, пятнадцать и поедут! 

И вот после трудового колхозного дня вся эта разношёрстная группа коллег собиралась у костра, пели песни под гитару, хохотали и веселились от души, как дети! Воля! Воздух! Ну что ещё надо для счастья?!

Помню июльский 1978 года выезд на турнепс пятнадцати молодых инженеров СКБ Севмаша. Что такое турнепс, мы ни сном, ни духом не ведали, а как он растёт, вообще не представляли. В первый день суровый, непроспавшийся бригадир определил нас на жительство. Помню большой двухэтажный деревенский дом с двумя спальнями: внизу мужская, наверху женская, она же кухня с печкой, удобства во дворе, вода в рукомойнике, постельное бельё своё из дома. Каждый день привозили нам флягу молока с фермы (на следующий день оно становилось дивной простоквашей) и хлеб, раз в неделю мясо, да выданы были мешок картошки и макароны. Остальное – в сельмаге или из дома. Готовили сами женщины, по очереди. К дежурной поварихе прилагался подсобный работник из мужчин, дрова колоть-таскать, воду носить, котлы переставлять и прочие не женские работы делать.

С утра все отправлялись в поле пропалывать и прореживать турнепс. Веселились на этой прополке от души, хохот стоял с утра до вечера все две недели. Записные наши остряки Женя и Миша между делом обменивались репликами, от которых все остальные просто умирали от смеха. Иногда женщины пели, чаще всего нашу любимую «Почему ты мне не встретилась, юная, нежная...» Когда мы ухитрялись сделать норму, которую ежевечерне проверял нетрезвый местный бригадир, до сих пор удивляюсь! Но ведь делали!

Честно скажу, труд был нелёгкий, жара, комары, длиннющие ряды ненавистного турнепса – но всё равно молодость брала своё! Вернёмся, бывало, с поля в дом, наедимся жареной картошки с килькой в томате или макарон с тушёнкой, отдохнём немного – и во двор! А там – полный сбор! «Солнцедар» из местного сельпо! Разговоры дотемна, песни и романтика. Помню, все наблюдали тогда за развитием романа между Сашей и Таней. Ведь работали люди в одной комнате уже почти два года, не замечая друг друга, а тут, пожалуйста, любовь «нечаянно нагрянула»! Осенью они поженились. По окончании турнепсовой эпопеи мы все так сдружились, что расставаться не хотелось...

А ещё случались в те годы выезды на картошку однодневные, шефские. Тогда весь наш коллектив конструкторов в полном составе во главе с начальником Александром Яковлевичем Альпиным в один из сентябрьских дней отправлялся в подшефный колхоз (или совхоз, не помню) в Конецдворье. Мотивация была хорошая: собираем десять мешков – один наш. А коллектив у нас был немалый, трудились на совесть, потому и картошки на радость семье домой привозили все до одного. В конце рабочего дня, когда норма уже собрана, мешки наполнены, пожалуйте все к импровизированному столу! Как говорится в уже упомянутой песне уважаемого Владимира Семёновича: «Мы славно поработали и славно отдохнём!» Какие сегодняшние корпоративы сравнятся с этим удовольствием общения единомышленников на природе, да под холодную водочку, домашние разносолы и, конечно, вкуснейшую картошку, которую «все мы уважаем, когда с сольцой её намять» (опять Высоцкий вспомнился)! Разговоров об этой картошке потом за кульманами хватало на неделю, не меньше! 

Любопытное личное наблюдение: когда мы, инженеры, трудились в сентябрьские дни на картофельных угодьях, местных тружеников на полях мы практически не видели. Один-два тракториста, бригадир - и всё! Странно, не правда ли?.. Ну, это к слову. 

...Сегодня, говорят, планируют возрождать поездки студентов-первокурсников на картошку. Что ж, дело хорошее, вреда от этого точно не будет! А новоиспечённые студенты почувствуют вкус деревенской жизни и непростого труда, который, несомненно, сблизит их и сдружит на долгие годы. Именно так когда-то сдружились многие из нашего поколения и не пожалели об этом никогда!

Татьяна БУКУРОВА

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий