Новости Северодвинска и Архангельской области

«Условия будут трудные...»

12.11.2016
Изменить размер шрифта
Семён Степанович Кривчиков (в центре) на встрече с руководителями железнодорожной станции Сергеем Наумовым (крайний справа), Анной Тучиной и Вячеславом Пономарёвым.

К 80-летию сдачи железной дороги Исакогорка - Никольское устье. Воспоминания Семёна Кривчикова.

На днях в редакцию пришёл наш читатель Виктор Семёнович Кривчиков и передал две тонкие школьные тетрадки, а в тетрадках - воспоминания его отца, почётного железнодорожника Семёна Степановича Кривчикова. Воспоминания о 1936 -1937 годах, когда Семён Степанович в группе специалистов-железнодорожников прибыл на Север, чтобы построить железную дорогу Исакогорка - Никольское устье. Дорога требовалась для начала строительства нового города, который тогда именовали Судострой.

«Север. Жить в палатках»
Семён Степанович пишет: «В начале августа 1936 года к нам на стройку железной дороги Тула - Сухиничи прибыл представитель Центрального управления железных дорог. Он обратился к нам с просьбой поехать на четыре месяца к Белому морю для строительства железной дороги. Ехать нужно было только холостым и с хорошим здоровьем. Он сказал, что условия будут трудные. Север. Жить в палатках. В первую очередь обратился к комсомольцам, но их было немного. Всего согласились 35 человек».

В Исакогорку прибыли 
7 августа. Группу встретили, оформили и в тот же день отправили на седьмой километр Онежского тракта. Здесь на озере Коровьем был небольшой лагерь, который состоял из «одной избушки, в которой жили начальник объекта Н.В. Морозов и комендант Шульгин, да ещё была палатка, где были женщины - уборщицы и прачки». Выдали мужикам палатки, дощатые койки, матрасы, набитые стружкой, спецодежду, лапти с портянками да четыре пары резиновых сапог на всех. К работе приступили 9 августа двумя бригадами, первую бригаду возглавил Семён Кривчиков.

Семён Степанович пишет о нелёгком труде строителей дороги как о чём-то обыденном, хотя от деталей порой становится страшновато. «Рабочей силы не хватало, всё вручную, для вывоза грунта были тачки. Техники не было никакой за исключением трёх экскаваторов. На первых порах мы сами вырубали лес по трассе, лопатами копали четырёхметровые траншеи для выемок, перекрывали брёвнами болото. Так и двигались от Никольского устья до будущего разъезда Рикасиха. Рабочие приезжали из Архангельска и Вологодской области. Палаточные посёлки стояли примерно на каждом восьмом километре будущей дороги, которую мы строили навстречу друг другу».

Труд и без того был тяжелейшим, но и в этих условиях строители взяли обязательство к 19-й годовщине Октября сдать дорогу! Был введён десятичасовой рабочий день. Обратите внимание на даты - 9 августа работа началась, а к концу августа уже начали укладку рельсов! Вот это ритм!

Первый пошёл!
Но именно в это время дело застопорилось, поскольку подвозка материалов шла только по уложенному поначалу узкоколейному пути. Чем ближе было 7 ноября, тем больше все понимали:  не успеть... Тогда руководство объявило выходные рабочими днями. Как пишет Семён Степанович: «Ни снег, ни дождь не пугали людей, производительность выросла до 150%, работали с большим подъёмом!» Зато 7 ноября под звуки духового оркестра на 31-м километре дороги встретились две бригады, состыковали рельсы и забили «серебряный костыль». Газета «Правда Севера» №287 от 15 декабря 1936 года писала об этом событии так: «Под натиском людей болото и плывуны отступили. Стахановцы и ударники строительства проявили исключительный героизм. За четыре месяца пятидесятикилометровая ветка была проложена».

Ветка-то была проложена, но пускать поезда с грузами было нельзя, поскольку во избежание схода состава с рельсов требовалась подбивка шпал из-за неровностей местности. Все неполадки устранили, и 22 ноября по маршруту Исакогорка - Никольское устье прошёл первый пробный состав из шести вагонов. В поезде были руководители стройки и всё партийное руководство.

«Для нас всех, – пишет Кривчиков, - это был самый торжественный день. С этого дня для строителей стали доставляться самые нужные грузы. Правда, шли они очень медленно, случались даже сходы подвижного состава. Но на этом стройка не закончилась, строители возводили насыпи, разрабатывали выемки, сооружали мосты, дома и водоотводные сооружения. А 12 декабря 1937 года, в день выборов в Верховный Совет, по новой дороге был пущен первый поезд Судострой - Исакогорка. Позднее этот поезд стал ходить до Архангельска и перево-зить не только грузы, но и пассажиров».

Интересный факт: этот праздничный первый рейс поезда отказалась принимать станция Исакогорка, потому что за суматохой дел рейс не успели включить в расписание Северной железной дороги. Однако и это недоразумение было устранено. Полностью строительство дороги было закончено к 1 октября 1938 года.

«Благослови же работу народную…»

Но несмотря на победные реляции, Семён Степанович в своих воспоминаниях не без горечи пишет: «Стройку постигли большие неприятности. С февраля по май 1937 года были арестованы руководители стройки, осуждены и расстреляны начальник строительства ветки Хжановский, главный инженер Якуб, начальник финчасти Черняев. Многие другие, в их числе супруги Морозовы (он прораб первого участка, она инженер планового отдела), были приговорены к разным срокам лишения свободы»…

После окончания стройки Семён Степанович Кривчиков женился. Родились дети. До ухода на пенсию он трудился мастером 21-й дистанции пути той самой железной дороги, которую сам и построил. До переезда в 1948 году в Молотовск его семья жила на перегоне в районе четвёртого километра дороги, где стояло всего два дома. Многие железнодорожники, так же как и Семён Степанович, обслуживающие дорогу, тоже жили рядом со своими участками работы, кто в Рикасихе, кто в Лайской. В последние перед пенсией годы Кривчиков обслуживал район дороги от Рикасихи до Северодвинска.

* * *
Вот так в труднейших условиях Севера в тяжкие годы репрессий была построена знакомая всем северодвинцам дорога, которая долгие годы была главной транспортной артерией нашего города. Вспомните об этом, пассажиры, отправляющиеся в путь по старой этой дороге, и помяните добрым словом людей, построивших её. Как писал наш классик Николай Некрасов:

«Эту привычку к труду 
                                  благородную
Нам бы не худо с тобой 
                                       перенять...
Благослови же работу 
                                         народную
И научись мужика уважать».

Светлая память Семёну Степановичу за оставленные им подробные воспоминания о тех днях, спасибо его сыну Виктору Семёновичу, который сберёг эти школьные тетрадки, исписанные отцовским почерком.

Татьяна БУКУРОВА

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий