Новости Северодвинска и Архангельской области

Татьянина война

11.06.2016
Изменить размер шрифта
Татьяна Тихоновна Пименова. Фото из архива Татьяны Пименовой

В Северодвинске живёт участница штурма Берлина.

Прошёл уже 71 год со дня Великой Победы, мало осталось на земле свидетелей тех страшных дней. У нас в городе живёт Татьяна Тихоновна Пименова (Попова), участница штурма Берлина. Память её сохранила много интересных фактов о тех суровых днях.

На Варшаву
...Родом Татьяна из Сибири. До призыва в 1943 году она окончила восемь классов железнодорожного училища, но поработать ей не пришлось. Прямо из военкомата её, восемнадцатилетнюю, вместе с другими девчонками посадили в поезд и отправили в неизвестном направлении. Только по прибытии девушки узнали, что оказались они в городе Кимры, где их четыре месяца обучали на радистов и радиотелеграфистов, то есть на тех, кого называют ушами командира.

Затем группу отправили в украинский город Владимир-Волынский, что на границе с Польшей. Там  был сформирован 728-й батальон связи, прикомандированный к 76-й гвардейской стрелковой дивизии 1-го Белорусского фронта. Осенью 1944 года эта дивизия участвовала в Люблинско-Брестской операции и стремительно продвигалась на запад.

- Но скоро, - рассказывает Татьяна Тихоновна, - пришлось нам испытать мощное сопротивление врага. Разведка принесла сообщение, что впереди на многие десятки километров растянулась мощная оборонительная полоса. Начались тяжелейшие бои за освобождение Польши.

Она хорошо помнит трагические эпизоды этого поначалу неудачного наступления:
- В начале января 1945 года при поддержке авиации и танков бойцы нашей дивизии прорвали линию вражеской обороны. Но за взятым рубежом возник новый. И им конца не было видно... К вечеру 13 января наши бойцы выдохлись. Очень много людей погибло тогда. Мы - радисты - постоянно запрашивали боеприпасы и другую помощь. Немцы снова и снова врывались на наши позиции, бывало, доходило и до рукопашной. Но к концу января бои неожиданно стихли и нас отправили на Варшаву.

17 января вслед за армией войска Польского мы вошли в Варшаву. Переживший семьдесят шесть месяцев оккупации город был освобождён! После боев за Варшаву наша дивизия заняла город Быдгощ. Всё население города высыпало из домов. Люди обнимались, плакали, смеялись, обменивались кисетами для махорки и оберегами. Стоило появиться русскому солдату, как возле него вырастала восторженная толпа. Кругом звучали песни. Поляки ликовали!

На Берлин
- А войска 1-го Белорусского фронта всё шли вперёд! - продолжает Татьяна Тихоновна. -  Вслед за танками наша 76-я гвардейская закрепляла успех наступления. С какими жестокими боями наши войска брали Познань! Мы бились за каждый дом, за каждую улицу. Теряя квартал за кварталом, гитлеровцы взрывали дома в центре. В конце февраля 1945-го взята была и Познанская цитадель – сооружение, рассчитанное на длительную оборону.

И вот до Берлина осталось всего шестьдесят километров. По земле шла весна сорок пятого, конец войны был близок! Днём, когда было тёпло, мы, девчонки-связистки, радовались любой передышке, смеялись, думали о мирной жизни, ждали возвращения домой с Победой.

Когда мы подошли к границе Германии, то первое, что увидели, были выведенные солдатами на стене дома дёгтем огромные корявые буквы: «Вот она, проклятая Германия!» Всюду висели белые простыни и полотенца – флаги капитуляции. Все жители были с белыми повязками на левой руке. Мне стало не по себе – нам сдавалась вся Германия, даже дети... 

Мы отоспались в покинутом доме, поскольку не спали от самой Вислы. Но предстояло ещё форсировать Одер, взять Кюстрин, «ключ от Берлина», как называли его немцы. Одер – самая трудная река для форсирования из-за противопаводковых дамб, нашпигованных дотами и дзотами. А дальше - Зееловские высоты...

Тысячи солдат из всех родов войск лопатами и кирками там рыли землю для окопов. А связисты опутывали плацдарм километрами телефонного кабеля. 16 апреля в пять утра сигнал: «Буря!» И покатился сигнал к наступлению по подготовленным нами проводам к телефонам и рациям... Тотчас вступили в дело тысячи орудий! Мощные прожектора ослепили врага, и передний край его обороны стал хорошо виден.

Ночью 2 мая наша дивизия вышла на окраину Берлина. В пригороде ещё стояли надолбы, а советские танки уже рвались к Рейхстагу. Передний край проходил по центру города, где в подвалах горящих домов гибли жители Берлина. Власти даже детей не вывезли! Ведь Гитлер рассчитывал отбить наше наступление и создать новый фронт. Но советские солдаты уже расквартировывались в Берлине...
Таню Попову с подругами-связистками определили на постой к фрау Эльзе. А Бранденбургскими воротами, над которыми развевался наш флаг, уныло брели сдавшиеся немцы. Батальон, где служила Татьяна, до ноября 1945 года базировался в небольшом городке Ораниенбурге, обеспечивая связь дивизии с командованием армии.

...Видать, сам Господь хранил Таню на войне, ведь за полтора фронтовых года, проведённых на передовой, она даже ранена не была.

О многом расспросила я Татьяну Тихоновну. На мой вопрос: «Вам не страшно было, что из-за разрядки аккумулятора вас перестанут слышать, ведь вас могут обвинить в пособничестве врагу?» - она ответила:

- Мы старались иметь запасную радиостанцию или свежий аккумулятор. Ох и трудно было нам, девушкам, таскать катушку с проводами, перетаскивать всё связное хозяйство из окопа в окоп! Бывало, сутками сидели голодными, кухня за нами не успевала, а передышки между боями были короткими. Но мы же молодыми были, трудности фронтовые переносили легко. Поначалу боялись бомбёжек, а потом и к ним привыкли. Командир нас берёг, хороший был человек - Николай Александрович Лукьянчиков.
* * *
После войны Таня вернулась к родителям в Челябинск, вышла замуж, родила трёх сыновей. К одному из них Пименовы приехали в Северодвинск. А от войны у Татьяны Тихоновны остались воспоминания да орден Красной Звезды, медали «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За боевые заслуги» и юбилейные медали «За Победу в Великой Отечественной войне».
Я смотрю на хрупкую женщину и поражаюсь, как же она, совсем ещё девочка, стойко перенесла все тяготы фронтовой жизни, дошла до самого Берлина и победила! 20 мая ей исполнилось 92 года. Спасибо вам за всё, что вы сделали, а главное - за мир! Доброго вам здоровья!

Галина КОВАЛЬ
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий