Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Новости Северодвинска и Архангельской области

Страшные истории про Черлохумса, или Как мы отрабатывали

02.09.2017
Изменить размер шрифта
В отработке на пришкольном участке никто не видел ничего предосудительного. Фото shatsky-school.com.ru

На днях прочитала в Интернете дискуссию современных родителей о так называемой пятой четверти, проще говоря, о трудовой занятости школьников во время летних каникул. В  частности, отметила следующее – прокуратура в одном из российских городов признала незаконной отработку в школах во время летних каникул. Родители в Сети ликуют: «Правильно. Как можно заставлять школьников работать на грядках?!», «Каникулы для отдыха, а не для принудительного труда», «Я отдала ребёнка в эту школу не для того, чтобы он бычки подбирал в школьном дворе, для этого есть технички». И вдруг неожиданный комментарий: «Отработка не вызывает у меня никаких отрицательных эмоций. Я помню свою школьную жизнь и не считаю, что смертельно опасно поучаствовать в уборке школьной территории. Мне с давних школьных времён в радость покрасить лавочку перед подъездом, навести  порядок во дворе дома или посадить цветы под окнами…» Ай да молодец! С этим комментарием  солидарны все мои подруги, с которыми я обсудила эту тему.

В ходе этого обсуждения мы вспомнили летнюю отработку в нашей любимой, самой красивой в городе школе №7, что на улице Полярной, на которую сейчас смотреть грустно до слёз, но об этом в другой раз…

У нас  в школе был замечательный пришкольный участок с огородом, теплицами и цветником. По весне за ним ухаживали наши учителя, а летом мы, школьники. В последние майские дни перед длинными школьными каникулами в каждом классе проходили собрания, на которых нам рассказывали о порядке отработки. Вариантов было много – прополка огородов, уборка пришкольной территории, посильное участие в  подготовке классов к новому учебному году, работа в библиотеке. А если кто-то уезжал в деревню к бабушке, то и  там можно было поработать: на сенокосе, прополке огородов и прочих сельхозработах.
 Каждому из нас выдавались книжечки, отпечатанные на серой дешёвой бумаге, в которой следовало отмечать часы отработки, обязательно заверяя их подписью ответственного лица. 1 сентября эти книжечки сдавались классному руководителю. 

Мои подруги вспоминают, как особенно нравилась им эта отработка в августе, когда все уже успели соскучиться друг по другу. Помню, как нас, вытянувшихся и загоревших, встречала на участке дежурная учительница и назначала на работы. Примерно два часа в день мы трудились на участке, чаще всего на прополке. Нехитрую работу все делали быстро, скажу честно, без особого энтузиазма, поскольку ждали главного удовольствия отработки. А оно состояло в том, чтобы большой оравой «тружеников» забраться на тёплую, покрытую толем крышу небольшого сарайчика, где хранились садовые инструменты.

Там, усевшись поудобнее, мы в августовских сумерках начинали  рассказывать друг другу страшные истории: про чёрную руку, красные перчатки, летающий гроб, про привидения, мертвецов, колдунов и сыщиков. Особой популярностью пользовались рассказы одной девочки лет двенадцати про Черлохумса (так она называла главного героя своих историй). Рассказы были просто завораживающими и совершенно нестандартными, в отличие от однообразных чёрных рук. Мне тогда было лет 9-10. Только лет в 15, когда я  впервые открыла томик Конан Дойля, до меня дошло, что девчонка эта рассказывала про Шерлока Холмса…

 До сих пор я помню её эмоциональные руки и страшные глаза, которые она делала всякий раз, когда 
рассказ о подвигах Черлохумса достигал своего апогея. Мы дрожали от страха, но это было так здорово!  Сумерки, большая компания, лето и общая работа. Что может быть лучше!

А ещё мы, отработчики, собирали цветы на пришкольном участке и делали  букетики, которые продавали около школы накануне 1 Сентября. И 1 Сентября малышня и ребята постарше шли в школу с нашими незамысловатыми букетами из астр, ноготков, ромашек и бархатцев.

А вот моя подруга, детство которой прошло в Карелии, вспоминала, что самым любимым делом в летнюю отработку было ухаживать за школьными лошадьми, чистить их и убирать навоз в конюшне. Она со смехом вспоминает, что приходила домой вся пропахшая лошадьми и  навозом и мама, затыкая нос, заставляла её раздеваться в прихожей. Но она страшно собой гордилась, ведь это было настоящее дело, которое поручили ей, школьнице, и она сделала его хорошо.

И нам тоже было радостно видеть результаты своего труда. Ведь 1 Сентября в школе сверкали нашей свежей краской перила и подоконники, в классе стояли вымытые нашими руками парты, отремонтированные старшими мальчишками стулья, а в библиотеке нас ждали подклеенные руками отработчиков книги. И никому, ни нам, ни нашим родителям не приходило в голову, что этот наш нехитрый и недолгий летний труд - «незаконное использование детского труда»…

То же касается и  школьных уроков труда, ведь, именно на трудах в школе мы научились чистить селёдку и печь простенькие тортики, делать винегрет и бутерброды,  варить макароны и каши, шить немудрёные платья и фартуки, наводить порядок в квартире. И заметьте, нас, девчонок, на трудах учили не только готовке и шитью. Со школы мы знаем, как отремонтировать утюг и настольную лампу, как сделать табуретку, как пользоваться столярными и слесарными инструментами, а также именно там, в отлично оборудованных заводскими шефами школьных мастерских, мы получили первые навыки работы на токарном и фрезерном станках. Всё пригодилось в жизни! 

Потому-то нам странно, что сегодняшние родители так активно сопротивляются получению детьми важных практических жизненных навыков, порой более ценных, чем умение пользоваться современными гаджетами. А главное, совместная работа  на этих самых, вызывающих сегодня горячие споры летних отработках подарила нам друзей,  таких, как мои одноклассники, с которыми мы с удовольствием вспомнили «школьные годы чудесные», нахохотались вволю и посетовали, что наши продвинутые внуки этого не поймут. Жалко! Они очень много теряют!

Татьяна БУКУРОВА
Фото

         
     
 

Система Orphus
В комментариях запрещены мат, грубости, оскорбления, переход на личности. Обращаем ваше внимание, что комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.

HyperComments



Возрастное ограничение







 
Следите за обновлениями!
Северная неделя ВКонтакте Северная неделя в Фейсбуке Северная неделя в Твиттере
Северная неделя на YouTube




Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий