Новости Северодвинска и Архангельской области

Стеклянная коллекция из деревни Амбурской теперь хранится в Северодвинском краеведческом музее

19.01.2019
Изменить размер шрифта
В фонды северодвинского музея поступила необычная коллекция стеклянных бутылей из Амбурского старообрядческого скита, датируемая концом XIX – первой половиной ХХ веков. В основном эта посуда была выпущена на известных стекольных заводах Москвы и Петербурга.

Клад из колодца Добрыниных 
В 1960-1970-е годы в Северодвинске были популярны туристские походы выходного дня, в том числе на Амбурские озёра. В 1970 году семья таких туристов Добрыниных купила небольшой старый домик в деревне Амбурские. Так как вода в здешнем озере имеет горьковатый болотный привкус, то  решили искать колодец с хорошей водой. Колодец, засыпанный землёй, нашёлся на задворках их дома. Они его заметили по двум сгнившим венцам, скрытым кустарником. Дети Добрыниных начали его откапывать. Инструментами были железная лопата, тренога и ведро. В нижней части колодца стали попадаться стеклянные бутылки. Они стали вынимать их из земли руками и поднимать наверх. Всего было поднято около ста бутылок. Как они там оказались, можно только предполагать. Возможно, дело было так.

Во все времена в Амбурский скит отовсюду стекались паломники. В летнее время богомольцы собирались здесь под благовидным предлогом сбора грибов и ягод. Амбурская моленная почиталась многими как святыня, и к ней шли на поклонение не только старообрядцы, но и православные. Гости в большом количестве приходили пешком, приезжали на лошадях, располагались в разных домах. Были встречи, застолья. Поэтому-то так много бутылок от пива, вина и минеральных вод. В скиту проживали в основном люди преклонного возраста, порой немощные. Им, конечно, нужны были лекарства. Этим и объясняется большое количество найденной аптечной посуды. 

По одному наиболее интересному экземпляру Добрынины отложили, перемыли и убрали на чердак дома, где они и хранились около тридцати лет. В 2005 году Леонид Фёдорович предложил оказавшуюся у него коллекцию нашему музею. В фонды музея было отобрано 56 наиболее уникальных экземпляров.

Пивные, винные, аптечные…
В амбурскую стеклянную коллекцию входят аптечные и парфюмерные флаконы, пивные, винные, водочные, из-под минеральных вод и молочные бутылки, а также техническая тара. Они разнообразны по форме, размерам, толщине, назначению и вместимости. В зависимости от содержимого бутылки различны по цвету стекла: от бесцветного до зелёного, коричневого, зеленовато-коричневого. В разное время в них хранились лекарства, парфюмерия, молоко, пиво, вино, минеральные воды и т.д.

Самую большую группу в коллекции составляет собрание аптечных флаконов, в том числе  пузырьков из столичных аптек, цилиндрической, четырёхгранной, шестигранной, восьмигранной формы из бесцветного стекла и стекла с зеленоватым оттенком. Они, как правило, не имеют этикеток с наименованием содержимого и обозначением фирмы-производителя. Характерным отличием этих изделий является наличие у них рельефных надписей или рамок, покатых плечиков, горлышек с валиком или сливом, закруглённых переходов граней. На некоторых есть изображения двуглавых орлов, различные надписи «Аптека», Pharmacie и клейма стеклопромышленников.

Интересны бутылки из-под минеральных вод и пива. Они выпускались из тёмно-зеленого и коричневого стекла вытянутой полуовальной формы, с высоким горлышком. Бутылки объёмом 300 миллилитров с овальным дном предназначались для горизонтального хранения во избежание появления осадка. Впечатляют две пивные бутылки московского производства Сокольнического пивоваренного товарищества с клеймом сокола на тулове и Государственного Трёхгорного пивоваренного завода с монограммой из букв «ГЗ». Они высокие, массивные и тяжёлые. 

В коллекции  много винных, водочных и даже коньячных бутылок. Среди них бутылки известного «водочного короля» Петра Смирнова (1831-1898) и крупнейшего винозаводчика Бекмана, основателя (1870) водочной компании «Бекман и К». На последней – изображение подковы и пятиконечной звезды.

Обыкновенная бутылка? Нет, исторический экспонат! 
Наибольший интерес представляют «именные» предметы, на которых есть этикетки, надписи и клейма. К примеру, стеклотара из-под портвейна с красно-коричневым изображением печати Главного управления уделов в виде двуглавого орла, в центре которого расположен вензель Николая Второго «Въдомство». При этом производитель честно предупреждает: «Вино №33 типа «Портвейна». Бутыли того времени имеют вдавленное внутрь массивное коническое основание с рельефными буквами на нём: «УВ». На бутылке с названием «Хлебное» в верхней части есть название органа, регулирующего спиртовой оборот: «Центроспирт» и ёмкость: «0,615 литра». На ней указаны стоимость вина: 1 руб. 10 коп., цена посуды: 15 коп. и итоговая цена: 1 руб. 25 коп. Также интересной представляется надпись: «Посуда подлежит обратному приёму по этикетной цене».

На бутылке с этикеткой «Пшеничная водка» в верхней её части расположены надписи «Наркомснаб СССР», «Главспирт». Указана ёмкость тары: 1/20 в[едра], равная пяти чаркам или 0,6 л. Сохранились только отдельные надписи: «Цена водки, посуды и пробки», которые остались неизвестными. Зато мы теперь точно знаем, что «укупорку капсюлей потребитель не оплачивает» и что «посуду требуется возвратить вместе с пробкой». К сожалению, бумажная этикетка на ней пострадала, поэтому информация сохранилась только частично. Осталась неизвестной и крепость содержимого.

В 1893 году в России была введена «казённая продажа питей» (винная монополия), означающая исключительное право государства на приобретение и продажу спиртных напитков. Ему же принадлежало право их ввоза из-за рубежа. Оптовая и розничная продажа сосредотачивалась в казённых оптовых складах и винных лавках. Контроль за ней был возложен на «Главное управление неокладных сборов и казённой продажи питей Министерства финансов». Интересна одна из таких бутылок с сохранившейся этикеткой. В верхней её части двуглавый орёл и надписи: «Казённая продажа питей», «Московская губерния», «Напитки, допущенные в продажу на комиссионных началах».

Попала в коллекцию и водочная бутылка начала 1950-х гг. с остатками сургуча и пробкой внутри. Такие бутылки закупоривали бумажными пробками в форме напёрстка с прокладкой из вощёной бумаги и заливали сургучом. При её откупоривании сургуч оббивали, пробку выковыривали, иногда проталкивали внутрь.

Среди переданных нам  молочных бутылок есть экземпляры с необычными надписями. На одной – «Наркомпищепром СССР. Главмолоко», датируется 1934-1946 гг. Другая, с надписью «Союзмолоко», - 1931 годом.

Обращают на себя внимание две бутылочки из-под уксуса: дореволюционная и советская, пятидесятых годов. Они обе трёхгранной формы, из прозрачного стекла с высоким фигурным горлышком. На первой надпись: «Ъра на 1 бутылку». На второй – бело-жёлтая наклейка с надписями: «Главлесхим, Лесохимический завод, Дмитриевский лесохимический завод, уксусная эссенция». Также указаны технические характеристики: крепость - 80% и объём бутылки (вес) – 100 гр. В нижней части этикетки рекомендации: «Обращаться осторожно. Перед употреблением разбавить в 20 частях воды». Трёхгранная форма этой тары из-под уксуса и эссенции перешла по наследству к советским производителям. Эта форма была гарантией безопасности потребителя, ведь такую бутылку даже на ощупь нельзя перепутать с любой другой.
Надо особо отметить тот факт, что нам, музейщикам, повезло, поскольку эти предметы, долго пролежавшие в неблагоприятных условиях, в песке, под воздействием атмосферных осадков, каким-то чудом сохранили бумажные этикетки, что в дальнейшем помогло атрибутировать их. Эта коллекция имеет не только краеведческое, но и культурно-историческое значение. В ней представлены старейшие фирмы России, хорошо известные ещё до революции. Изучая её, удалось установить имена стеклопромышленников, названия фирм и предприятий, выпускающих различные снадобья, алкогольную продукцию, а также места их расположения.

Елена ЛУЦКОВСКАЯ, главный хранитель северодвинского музея
Газета "Вечерний Северодвинск", 3-2019
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий