Новости Северодвинска и Архангельской области

Северодвинский дом, где «Ткани»

27.05.2017
Изменить размер шрифта
Улица Советская, 50/12.

Рассказом Татьяны Петровой мы открываем новую рубрику «В доме моём» – о старых домах города и их жителях. О знаменитых на весь город и просто хороших людях-тружениках, которые делали историю нашего города.

Несколько лет мы с мужем и детьми прожили в доме на улице Советской, 50/12. Такие здания в городе называют «сталинками». Дом украшен затейливой лепниной, солидными балконами и высокими арочными окнами-витринами. В эти окна мы девчонками любили смотреться, как в зеркало.

В угловом шестиэтажном подъезде был один из первых лифтов города. Говорят, лифт и сейчас в рабочем состоянии. Помню, что в подъездах у батарей грелись наши дети, досыта накатавшись на лыжах и коньках. Благо лыжня и горка были неподалёку – в заводском парке. Тогда, в 70-х, ещё не было дверей с домофонами, а почтовые ящики были полны газет и журналов. Сейчас все подъезды нашего дома заняты торговыми точками, а в нашем расположилась «Чебуречная». 

Во дворе нашего дома в 70-х был Дом малютки. Помню, что к его ограде часто подходили женщины и высматривали своих малышей. Это были приехавшие  из ближних деревень мамы оставленных ими на время детей. На прогулку по городу детишки шли, держась за веревочку. Одеты они были в одинаковые цигейковые шубки и шапки.

Во дворе у нас всегда было прохладно. Наш дворник Галя Тараканова держала двор в чистоте, да и мы, жильцы, с удовольствием ходили на субботники. На детской площадке до сих пор сохранились деревянный грузовик и песочница, построенные для детей в 60-х. В праздничные дни 1 Мая и 7 Ноября в нашем дворе на лавочках собирались демонстранты выпить рюмашку за праздник и поговорить по душам.
Сторона дома, что по Советской, помнится только солнечной и многолюдной. Каждый день в магазин «Молочный» привозили разливное молоко, и народ шёл туда, позвякивая крышками эмалированных или алюминиевых бидончиков.

Как сейчас, вижу картину - возле магазина длиннющая очередь: прошёл слух, что привезли «чайную» колбасу за 1 рубль 80 копеек. Подбегает соседка: «Ты на меня заняла?» Отвечаю: «А как же! Граждане, я на неё занимала!» Наговоримся, бывало, со знакомыми в очереди, пока стоим за дефицитом, перекусим любимыми жареными пирожками или молочными коржиками из соседних «Кулинарии» или «Холодка» и, отоваренные, отправляемся по домам.

Со стороны Советской дом наш разделяет арка с ажурными металлическими воротами. Одно время под ней был вход в городской совет ветеранов войны и труда. А угол дома (Ленина - Советская) занимал магазин «Ткани». Частенько горожане про наш дом так и говорили: «Дом, где «Ткани». А на месте нынешнего художественного салона был книжный магазин. Бывало, с вечера люди занимали очередь для записи на подписные издания. Зимой на ладонях писали номер химическим карандашом. Темнота, холод... Женщины притопывают валенками и обсуждают «Голубой огонёк» или «Песню года», а мужчины в чёрных полушубках, кроличьих ушанках да рукавицах-шубницах покуривают в сторонке, тихонько бранясь.

Рядом был ювелирный магазин «Топаз». У меня до сих пор хранятся первые мои золотые серёжки-гвоздики и серебряная ложка, купленная там на первый зубик дочки.

Дефицит тогда был во всём. Покупали ковры и вешали на стены. Заводская мебельная стенка «Ольховка» стояла тогда во многих квартирах. Пережили мы и время, когда хлеб, консервы, сигареты, алкоголь и даже нижнее бельё покупали по талонам.

В нашем доме жили уважаемые и известные всему городу люди: генеральный директор Севмашпредприятия Д.Г. Пашаев, парторг завода В.Н. Зуев, Почётный гражданин Северодвинска В.Г. Пушко. В нём живет П.В. Лапшинов – ответственный сдатчик подводных лодок, участник союзных конвоев, дай Бог ему здоровья. Также в доме жили и живут Спиридоновы, Малетины, Юрьевы, Птицыны, Смирновы, Захаровы, Ерёмины, Шлямины и другие замечательные семьи. Моему мужу довелось работать со многими из них, вместе заниматься спортом.

...Сейчас по выходным и в праздники на проспекте Ленина людская суета, которую жители нашего дома могут наблюдать из окон и с балконов. Тихо только рано утром. Зимой слышен стук дворницких скребков. Я люблю родной Северодвинск, люблю наш Архангельский край. И пусть у нас короткое лето и долгая зима. Но это моя родина, моя улица, мой дом.

Татьяна ПЕТРОВА
Фото Владимира Ларионова

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий