Новости Северодвинска и Архангельской области

Самый главный инженер

22.11.2014
Изменить размер шрифта
В верхнем ряду слева направо: главный инженер Севмаша Иван Михайлович Савченко, председатель горисполкома Николай Григорьевич Орлов, управляющий стройтрестом Василий Андреевич Бойчук, первый секретарь горкома партии Дмитрий Фёдорович Фёдоров в заводском ДИТРе на юбилее директора предприятия «Звездочка» Григория Лазаревича Просянкина. 6 января 1970 года. Фото Мухдина Напсо

70 лет назад прибыл на завод 402 и 40 лет назад покинул наш город замечательный корабел Иван Савченко.

В 1944 году на должность помощника строителя кораблей на завод 402 был принят Иван Михайлович Савченко. В 1947 году он был уже строителем этого отдела, а в 1949 году – старшим строителем цеха 50.

В 1952 году он был назначен заместителем начальника цеха 9. А 1 декабря 1954 года был переведен заместителем начальника цеха 50. В 1956 году он возглавил цех, став на этой должности преемником Григория Лазаревича Просянкина, назначенного в то же время директором завода «Звездочка». К слову, много общего было у двух выдающихся руководителей: оба прибыли в наш город после окончания Николаевского кораблестроительного института в годы войны, оба прошли хорошую жизненную школу.

В эти годы завод строил надводные корабли: эсминцы проекта 30бис и легкие крейсера проекта 68бис, а также железнодорожные паромы для сибирских рек. Но предстояло осваивать нечто принципиально новое – серийное строительство подводных лодок. Это требовало коренной перестройки производства всего завода, от технологии до подготовки кадров. Молодому начальнику цеха 50 довелось принять в этом самое активное участие. Помогло ему то, что получил он инженерную подготовку в условиях трудного военного времени и прошел хорошую школу в сотрудничестве с таким организатором и хозяйственником, как Просянкин.

Иван Савченко подключился и к решению острейшей проблемы обеспечения работников цеха жильем и других социальных проблем. В 1959 году с участием цеха и для него на ул. Полярной был построен двухэтажный дом. Потом на ул. Парковую с острова Ягры был перенесен коттедж, который был переоборудован под детский сад и прослужил еще 30 лет. На такой хозяйский подход к делу обратил внимание и поддерживал его директор завода Е.П. Егоров. А в мае 1962 года Иван Савченко был назначен главным инженером – заместителем директора завода. Он внес много нового в руководство инженерной службой предприятия. Он, второй человек на заводе, влиял на работу не командным, оперативным руководством основных цехов, а прежде всего через работу инженерных служб и вспомогательных цехов.

В годы работы И.М. Савченко завод переходил от довоенных технологий строительства надводных кораблей и дизельных подводных лодок к серийному атомному подводному кораблестроению. Для этого создавалась новая структура управления предприятием, нормативная технологическая документация, проводилось техническое перевооружение цехов и внедрение автоматических систем управления. Были организованы и совершенствовались новые службы, в частности служба радиационной безопасности. Применение новых корпусных материалов, точного литья также требовало создания новых производств и объектов.

Иван Михайлович умел заинтересовать молодых инженеров, поддерживал их идеи. С его участием зарождалась на предприятии заводская наука, создавались и расширялись новые лаборатории: резания металлов, ультразвука, сварки, центральная лаборатория. К руководству привлекались опытные и молодые инженеры, такие как Артур Кляровский, Павел Коробов, Евгений Рыбальченко, Ефим Статников и другие.

При поддержке директора было сделано все, чтобы инженерный корпус завода из сравнительно небольшой группы, работающей по документации конструкторских бюро и проектных институтов, превратился в коллектив, создающий собственную технологическую и конструкторскую документацию, которую использовали и другие предприятия Минсудпрома. Были укреплены и поддерживались главным инженером подчиненные ему службы главного механика, главного энергетика, главного архитектора, служба технического контроля.

Был модернизирован главный объект гидроузла – наливной бассейн. На заводе активно внедрялась техническая эстетика, что превращало флагман отрасли в предприятие высокой культуры. Огромный вклад Иван Михайлович внес не только в совершенствование производства, но и собственно в строительство выдающихся по характеристикам ракетоносных кораблей.

В декабре 1974 года, после сдачи в эксплуатацию первой очереди судостроительного комплекса 55-го цеха, И.М. Савченко был назначен генеральным директором НПО «Ритм» и одновременно директором ЦНИИ технологии судостроения и переведен в Ленинград.

Он награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени. За строительство АПЛ с баллистическими ракетами (проект 658) Иван Михайлович стал лауреатом Ленинской премии. В 1970 году ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Инженер И.М. Савченко заработал эти награды, создавая славу своему предприятию и Северодвинску, Почетным гражданином которого он является с 1979 года. Он и его коллеги прекрасно понимали, что славу коллективу создает лишь общий труд. Слава не на пустом месте растет, ее сообща выращивают, как говорил герой романа «Журбины» Всеволода Кочетова (кстати, писатель – родной брат инженера Кочетова, работавшего более десяти лет главным инженером отдела капитального строительства завода 402).

Виктор ПЕТРУШИН

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий