Новости Северодвинска и Архангельской области

«Помню его совсем молодым, пахнущим стружками»

11.06.2018
Изменить размер шрифта
Валентин Пикуль. Фото murmansk-nordika.blogspot.com

Так писал про наш город в письмах к нему Валентин Пикуль.

Библиотека «Открытие» имени Лидии Ивановны Черняевой на днях в очередной раз собрала друзей. Интересно на таких встречах бывает всегда. Но эта была особенной. Сенсацией можно назвать зачитанные заведующей библиотекой Верой Васильевной Вешняковой письма Валентина Пикуля. Он писал их двум замечательным северодвинским женщинам: сохранившей переписку Евгении Сергеевне Колодкиной, она руководила библиотекой имени Гоголя. И - Лидии Ивановне Черняевой, в те годы ответственному секретарю ВООПИК – теперь уже забытая аббревиатура общества охраны памятников. Переписка «с сами Пикулем!», начавшаяся с вопроса писателю, стала многолетней и дружеской. Вот отрывки из неё.

Из 1970-го. «Трамплин для вступления в жизнь»
«Дорогая и уважаемая Евгения Сергеевна.
Чрезвычайно растроган Вашим приглашением в Северодвинск. Вы правы, что я хочу побывать в этом городе, повидаться с Вами, северодвинцами, но обстоятельства тому мешают. Я сейчас не только архизанят, но и болен, держусь только на том ритме, который выработан в домашних условиях… 

Однако не теряю надежды всё-таки побывать в Северодвинске. Ведь в этом городе ЗАКОНЧИЛОСЬ моё детство и моё образование (всего пять классов!!!). С войны началось трудное отрочество – тут и голод, и разруха, и смерть. Может, именно оттого-то мне до сих пор так дорог Ваш город, ставший, по сути дела, трамплином для моего вступления в жизнь. Помню его совсем молодым, пахнущим стружками, в домах текла по стенам пахучая смола, на улице пахло карбидом, лес и болото стояли рядом; не забыл и грандиозной бани Молотовска в 5 этажей, которая нахально высилась среди деревянных коттеджей, - больше такой бани нигде не видывал… Вообще, я сохранил Ваш город в своем сердце, и это даёт мне право когда-либо нагрянуть к Вам в гости.
Передайте читателям мой низкий поклон и мои наилучшие пожелания… Если быть честным, то вам – как землякам! – должен признаться, что из всех своих книг по-настоящему мне дорога только одна. Это – роман «Баязет».
Всегда Ваш – Вал. Пикуль.
Извините, что отбил письмо на машинке, да ещё столь неряшливо – бывает, что рука не разогрелась в работе».
Неряшливостью писатель называет несколько своих редакторских правок, от руки.

«Как солдат на побывку»
«Дорогая Лидия Ивановна. 
Молчал очень долго, ибо всё ждал, когда смогу дать ответ заодно с присылкой нового романа «Пером и шпагой». 
Казалось, она вот-вот явится в свет. И вдруг недавно узнаю, что халтурщики в типографии забыли пропечатать цену на заднике переплёта. А это значит, что надо отштамповать от руки на всех 100.000 экземплярах!
Очевидно, осенью я с моей Вероникой Феликсовной (жена Пикуля. – Ред.) осмелюсь побывать в Северодвинске, как солдат на побывку… Обо всём, надеюсь, спишемся заранее, и Вы подскажете – что брать кроме зубной щетки, во что одеваться».

В письме Валентин Саввич ещё сообщает об отправке бандеролями двух книг «для вашего музея». И даёт совет заранее сделать заказ в Книготорге на новый роман «Пером и шпагой»: «Иначе буквально через три дня его не будет в продаже… А больше одного экземпляра выслать никак не могу, ибо авторских имею только 10 экземпляров».

Из 1972-го. «У вас, наверное, зима…»
«Уважаемые и дорогие Лидия Ивановна и Евгения Сергеевна!
Извините, что обращаюсь к вам одновременно к обеим. Вы и ваши письма из Северодвинска всегда будят во мне лучшие чувства и воспоминания. Руку положа на сердце, признаюсь, что готов бы прилететь в ваш город на крыльях, но… Одну работу сделаешь, другая вырастает горой!

Не помню – на какой улице я жил. Так, по памяти, наверное, сыщу её. Из вещей ничего не осталось. Я думаю, что для музея вашего города лучше всего подойдёт моя последняя книга, которую я надпишу от чистого сердца.
Спасибо вам за открытки с видами Северодвинска. Всё новое, и ничего не узнать. Но радует, что на улицах много зелени и есть даже памятник Ломоносову.

Если кто-либо из вас, Евгения Сергеевна или Лидия Ивановна, побывает в Риге, милости просим заходить – адрес вам известен, а телефон таков…

Если бы я был писателем-современником, то было бы гораздо проще: собрал бы чемодан и приехал к вам пожить годик. Но я литератор исторический, а это значит, что напоминаю некое учреждение – тут и колоссальное книгохранилище, тут и картотеки, которые надо поднимать краном, тут и разные коллекции по генеалогии и портретам… Просто не поднимешься!

Поздравляю вас с Новым годом, желаю вам благополучия в семейной жизни и доброго здоровья. Моя супруга вам тоже кланяется.

С уважением, в чаянии встречи – Валентин Пикуль.
Завидую вам – у вас, наверное, зима, а здесь, в Риге… Вы не поверите – второй уже год нет снега!!! Сейчас, правда, нет и дождей».

Из 1985-го. «Мой отец Савва Михайлович…»
«Дорогая Евгения Сергеевна! Спасибо за тёплое письмо и книгу.
Вы правы: мой отец, Савва Михайлович Пикуль, ушёл на фронт из Молотовска, где он работал на верфях. Погиб в морпехоте в Сталинграде.

Сейчас у Вас в городе работают три брата моей жены – Коровины».
У Валентина Пикуля тогда уже была другая жена, Антонина Ильинична.
А один из её братьев был комсоргом «Звёздочки», рассказал нам Александр Николаевич Бурлов, в те годы возглавлявший комсомолию Севмаша.

Подготовила Ольга ЛАРИОНОВА
Газета "Вечерний Северодвинск", 23-2018
Фото

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий