Новости Северодвинска и Архангельской области

О «нехудом» замполите

16.11.2014
Изменить размер шрифта
Фото Владимира Ларионова

Милицейские будни Северодвинска шестидесятых.

«Кадры решают все» - это истина, которая давно не требует доказательств. Именно поэтому в 1954 году судьба забросила «солдата партии» Сергея Николаевича Табанина в Северодвинск, в милицию, где, вообще-то, он никогда и не собирался работать. Но Сергей Николаевич успел отлично зарекомендовать себя и на посту секретаря Соломбальского райкома комсомола, и на партийной работе. Тем более за плечами были семь лет доблестной службы на флоте в Заполярье, фронт, Северные конвои. А советской милиции срочно нужны были квалифицированные кадры на новые должности заместителей начальников отделов по воспитательной работе.

В общем, как говорится, партия сказала: «Надо!», комсомол ответил: «Есть!», и Сергей Николаевич отправился учиться в Ленинградскую школу милиции. Там ему с такими же далекими от правоохранительной работы товарищами за месяц пришлось осваивать то, что обычно милиционеры изучали два года. 

В Северодвинском отделе милиции Сергей Николаевич начал со знакомства с личным составом. Приходилось и в тонкости работы вникать, и с бытовыми проблемами сотрудников разбираться. Причем начинать замполиту пришлось в дни, когда Северо-двинск лихорадило от ночных нападений на женщин. Уже около двух десятков грабежей было совершено, а преступника все не удавалось задержать. Тогда была разработана операция с привлечением смелых девчат (горком комсомола помог отобрать кандидаток). Ловили на «живца»: гуляет по ночам девушка, а рядом с ней переодетый в платье милиционер. В операции по задержанию грабителя участвовал и только приступивший к своим обязанностям замполит Табанин. Ловля на «живца» удалась, грабитель появился, стал перерезать у одной из комсомолок ручки ридикюля, а тут ее «подружка» выхватила из-под платья пистолет. Ранение для преступника тогда оказалось смертельным. О том, чтобы «подружку» - милиционера Егора Колесникова наградили, хлопотал уже новый ответственный за кадровую работу.

Работы у замполита было много, главная задача - подобрать коллектив. Самым больным вопросом стал уровень образования личного состава. В отделе служили больше 50 человек - участников Отечественной войны. Понятно, что когда надо было брать в руки оружие, не до образования. У многих за плечами было только начальное или незаконченное среднее, и даже офицер-ский состав не имел специального образования. Больше двадцати человек замполит сразу направил в школу рабочей молодежи. Часть работников направили на учебу в школу милиции в Ленинград заочно, некоторых отправили на очное обучение. Были и такие сотрудники, которых приходилось заставлять учиться, в высшие учебные заведения практически из-под палки гнать, а потом, спустя много лет, эти люди благодарили замполита. А Сергей Николаевич знал, что так и будет, ведь когда-то сам через это прошел, когда его руководство заметило смышленого моряка и также из-под палки после семи лет службы на флоте убедило поехать учиться в Ленинград.

Постепенно коллектив северодвинской милиции обновлялся, работа замполита становилась более понятной, потому что одна из его главных задач – знать людей. И знать их быт, ведь именно с него все начинается, добавляет Сергей Николаевич. Так что не раз ему приходилось выслушивать жен, которых обижали мужья-милиционеры, и по ночам те прибегали за защитой. Пьяниц, скандалистов, которые поднимали руку на жен, из милиции увольняли.

- Служил, служил и попал в число нехудых замполитов, - скромно рассказывает Сергей Николаевич. Фотография «нехудого» замполита даже на Доску почета в областном управлении Министерства внутренних дел попала. За 12 лет службы в милиции Сергей Николаевич заработал больше двух десятков различных поощрений - и радиоприемником отмечали, и деньгами. Северо-двинский отдел не раз занимал первые места в области, переходящее Красное знамя на несколько лет «прописалось» в Северодвинске. 

Но бывали у замполита и выговоры. Например, за инспектора, которого только-только областное управление признало лучшим, а он на следующий день стал убийцей. У милиционера в ту ночь жена родила, он на радостях пришел домой, не сдав оружие, достал заряженный пистолет, произошел выстрел. Пуля, задев дверной косяк, угодила в соседку. Женщина скончалась, милиционер попал в тюрьму, замполит потом еще долго объяснялся с начальством. 

Партийный контроль над милицией в те годы был очень строгим. Но и забота о людях была серьезной. В год новоселье тогда справляли около 20 сотрудников милиции. 

- Работать было приятно, всегда знали, что тебя поддержат, - заключает Сергей Николаевич.

На пенсию Сергей Николаевич ушел со стажем 33 года 3 месяца и 3 дня. Да и сейчас без дела он не сидит. С женой Надеждой Михайловной они всегда много путешествовали, стараются не засиживаться и сейчас. При этом содержат и солидное хозяйство на приусадебном участке. Сергей Николаевич до сих пор и велосипед уважает, и машину сам водит. А самое главное, он активный член городского совета ветеранов, член комитета участников войн - ведет прием, помогает решать проблемы. И очень много времени Сергей Николаевич уделяет патриотическому воспитанию молодежи. В течение всего года бывает на встречах со школьниками, а весной жена его вообще практически дома не видит. Ребята хорошие, говорит Сергей Николаевич, только о Великой Отечественной войне мало знают. Вот и ходит ветеран в свои 88 лет, рассказывает, как воевал на войне и о послевоенных буднях. Чтобы не спрашивали ребята ветеранов, как его однажды: «А вы, когда воевали, со Штирлицем встречались?» 

Город высоко оценил заслуги Сергея Николаевича Табанина: он обладатель нагрудного знака «За заслуги перед Северодвинском», а всего на парадном костюме ветерана более тридцати медалей, одну из них, кстати, участник Северных конвоев получил из рук английской королевы.

Оксана КОЗИЦЫНА

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий