Новости Северодвинска и Архангельской области

«Кроссоверы» моего детства, или Автомобили в Северодвинске конца пятидесятых

22.04.2018
Изменить размер шрифта
Шестиместный элитный седан ЗИМ ГАЗ-12. Евгений Павлович Егоров крайний слева. Фото из архива автора

Движение на дорогах того времени с нынешним никак не сравнить. Дело даже не в том, что проезжие части Северодвинска с грунтовым покрытием и лежнёвками тогда только начинали примеривать асфальт. Численность «средств передвижения» на колёсах была такой, что каждое появление автомашины на улицах не проходило не замеченным у взрослых, а уж у детворы непременно вызывало острое любопытство. Оттого, видимо, и запомнились грузовые «трёхтонки», которые нынче даже в музее выглядят едва ли не анахронизмом, а легковые «Победы», напротив, вызывают восторг у любителей дизайна в стиле ретро. 

Тонны грузов - в кузов!
Не отношу себя к специалистам, тем более к любителям авто. Однако, когда понадобилось пополнить собрание своего архива по разделу «Транспорт Северодвинска 50-х», мне крупно повезло – познакомился с Виктором Ивановичем Малыгиным, который, по его же собственному выражению, всю жизнь провёл за баранкой. Уже в самом начале разговора Виктор Иванович признался:

- Дело прошлое, но пятидесятые мне отчётливо помнятся. Правильно говорят, мол, когда возраст перевалит за шесть десятков, то детство и юность видятся лучше, чем произошедшее всего несколько дней назад. Мне порой прошлое предстаёт даже в мелких подробностях. Помню и фронтовые джипы, прозванные «козликами», и «студебекеры», и ленд-лизовские «доджи» - они ведь и по Молотовску тоже бегали. Вы правы, - может, они потому хорошо и запомнились, что автомашин разъезжало не так уж и много и для нас, мальчишек, они, в самом деле, были чем-то вроде чуда на колёсах.

- Знаете, одним из ярких моих воспоминаний детства запечатлелся грузовик. Наш двор примыкал к школе №7, а уже на её территории довольно долго стояла в распотрошённом виде автомашина - особый объект наших игрищ: чётко прямоугольная фанерная кабина без дверей и стёкол, жестяные крылья над передними колёсами, дощатый кузов. Удивительно, но сохранились руль, педали и даже фары. А ещё раскуроченный двигатель машины источал «вкусные» запахи машинного масла и смазки…

- Наверное, вы рассказываете о грузовике ЗИС-5, - уверенно предположил мой собеседник. - Давнишняя машина - массово выпускалась с 1935 по 1948 год, во время войны одна из основных в Красной армии. Мотор – 70 лошадиных сил, груз могла взять три тонны, поэтому её часто так и называли - «трёхтонкой». Она годилась для любых дорог, хотя и не считалась автомобилем повышенной проходимости. Ещё одно достоинство: мотор у неё заводился даже на крепком морозе, а ещё и безотказно питался низкосортным бензином. Кабину из фанеры и вагонки для ЗИС-5 придумали во время войны – понятно, что из экономии. В целом хорошая машина. Грузы в 50-х в основном возили они - «полуторки». Правда, даже в музеях сегодня их не всегда увидишь…

- А «студебекер» - американская машина?

- Так точно, американская, - подтвердил Виктор Иванович. - Трёхосный грузовой автомобиль фирмы Studebaker. У него грузоподъёмность – две с половиной тонны, мотор 95 лошадиных сил, максимальная скорость 70 километров в час и полный привод на все три оси, а это очень хорошая проходимость. Да ещё и лебёдкой, которая часто выручала, автомобиль оснащался. «Студебекер» - самый массовый из грузовиков, поставленных по ленд-лизу. Молотовский порт такие принимал. Видимо, несколько десятков экземпляров с той поры и осталось в городе. А уж на смену им стали приходить отечественные ЗИС-151 (внешне ЗИС-151 и «студебекер» очень походили друг на друга. - Прим. О.Х.), а горьковский завод ещё и освоил ГАЗ-51. Но в пятидесятых «трёхтонки» и «студебекеры» были основой грузового автопарка в городе.

«Легковушки» и автобусы
«Легковушек», так мне запомнилось, бегало по улицам Северодвинска значительно меньшим числом, о чём я заметил Виктору Ивановичу.

- Их вообще наперечёт, - согласился он. - Ещё с войны оставались «эмки», а в пятидесятых стали появляться «Москвичи» 301-й, 400-й и 401-й моделей и почти одновременно с ними «Победа» (М-20) – но это уже гордость нашего автопрома, причём законная. Обзор для водителя по нашим временам, конечно, узкий, но кузов, бампер, металл - крепкий, надёжный. Современные авто по сравнению с «Победой» красивые консервные банки!

- Мне ещё вспоминается: первые такси «Победа» красили не в жёлтый, а в нежно-голубой цвет, а сбоку - полоска чёрных шашечек…

- Наши такси, действительно, пожелтели только в конце семидесятых, и были ими уже не «Победы» и даже не «Волги» ГАЗ-21, а «Волги» ГАЗ-24…

Попросил я Виктора Ивановича рассказать и о городском автобусном сообщении, каким он его помнит, ведь я всё-таки застал автобусы конца пятидесятых, а ему довелось их видеть несколько раньше, тем более и его отец некоторое время работал в пассажирском предприятии…

- Автобусы в Молотовске появились ещё до войны – так мне отец и его сверстники рассказывали, - оживился Виктор Иванович. - Другое дело, одни утверждали, мол, марка автобуса ЗИС-6 (на базе грузовика-«трёхтонки»), а другие – ЗИС-16, который смотрелся, так скажем, цивильней.  Маршрут №1 направлением на Ягры сохранился и сегодня, хотя с годами он не раз менял свой путь. Как мне рассказывали опять-таки ветераны, изначально начинался он от «старого Дома Советов» на Беломорском проспекте и, кажется, чуть позже  от рынка на Железнодорожной. Шёл он дальше - на старый, ещё деревянный, мост через Никольскую протоку. Но тех, самых первых, автобусов не помню – был маленьким, а застал уже автобусы на базе грузовика ГАЗ-51 – модификации ГАЗ-651. Армейские и флотские обычно красили их в серо-зелёный, защитный цвет, гражданские тоже старались цветастыми не делать. Это потом пошли ЗИС-155 – вот у них яркая раскраска, но только в два цвета – красный и жёлтый. В салоне автобуса ГАЗ-651 - девятнадцать посадочных мест и один вход, напротив водителя, – не очень удобно, прямо скажем. Такие автобусы имелись и на заводе №893 (будущая «Звёздочка»). Первых рабочих из города на Ягры возили они. Остановка для посадки - на углу улиц Первомайской и Железнодорожной. И вот что интересно: шофёрили на этих автобусах женщины и одну из них звали Аллой. По крайней мере, так запомнилось…

Маршрутная карта
Ну а мне запомнились ещё и автобусные маршруты городского пассажирского предприятия конца пятидесятых - начала шестидесятых. Тем более некоторые из них сохранили свою нумерацию и по сегодняшний день. И вот какая деталь: все они проходили в ту пору через городской рынок на улице Железнодорожной (располагался он на месте нынешнего пятиэтажного дома 13 и прилегающей к нему дворовой территории. - Прим. О.Х.). Настоящий центр всего автобусного движения в городе! Маршрут №1, как уже упоминал, шёл на Ягры. Маршрут №2 вёз людей на так называемый «второй участок», к ДОК-2 – деревообрабатывающему комбинату северодвинской стройки, который располагался чуть дальше речной пристани. В наше время и пристань, и ДОК-2 - объекты забытые, можно сказать, заброшенные, а в пятидесятых эта часть Северодвинска была достаточно многолюдной. Маршрут №3 как был кольцевым, так и остался по день сегодняшний. Правда, с продвижением строительства города он естественным образом удлинялся и отодвигался к западу. Я, например, застал маршрут №3 проходящим по проспекту Ленина (бывшей улице Арктической). Маршрут №4 шёл в порт. Тут интересная деталь: причастность Северодвинска к морю тогда по понятным причинам старались не афишировать. Тем не менее небольшие автобусы маршрута №4 (кажется, его осваивали первые «пазики») носили «рассекречивающие» аншлаги «Рынок – Порт». Маршрут №5 ходил на Малую Кудьму, где доживала свой век небольшая деревня.

Конечная остановка, где автобус, собственно, разворачивался, была как раз у нынешнего моста через речку. Маршруты №6, 7, 8, 9, вернее, откуда они начинались и куда вели, мне отчего-то не запомнились. Зато ярким пятном запечатлелся маршрут №10 - на Ягры. Пока автобусы маршрута №1, прежде чем выбраться к Административному шоссе, долго «плутали» по старым улицам города, молодая «десятка» устремлялась на остров сразу. Это и привлекало пассажиров… 

О стоимости проезда. Автобусный билет в Северодвинске обходился в 6 копеек. Хотя в других городах, в том же Архангельске, цена была на копейку ниже. И вот что хорошо запало на памяти, часто ностальгически вспоминается, хотя, верно, это уже шестидесятые-семидесятые: появились автобусы без кондуктора, но с аншлагами внутри салона: «Совесть – лучший контролёр!»

Ах эти личные авто…
Возможно, ошибаюсь, но одним из первых обладателей личного авто (то есть автолюбителем) в нашем городе был Павел Васильевич Лапшинов – в ту пору ответственный сдатчик подводных лодок Севмаша. На стыке десятилетий, о которых ведём речь, Павел Васильевич приобрёл «Москвич-407», который запомнился не только своей двойной окраской – белого и светло - кофейного цвета. «Дядя Паша» иногда подкатывал к подъезду №2 нашего дома (предполагаю, в гости к Иннокентию Степановичу Бахтину. - Прим. О.Х.), а мы, мальчишки, чтобы получше рассмотреть модерновое чудо автотехники, тут же обступали автомобиль. А Павел Васильевич, будучи обычно при хорошем настроении, садил ребятню в салон и выруливал круг по двору…

Понятно, легковой служебный транспорт в Северодвинске появился намного раньше, чем автомобили в личной собственности граждан. О таких машинах Виктор Иванович Малыгин рассказал:

- Многие служебные, или лучше назовём – разъездные, автомобили для администрации и руководителей крупных организаций можно сравнить с демобилизованными вояками, потому что приходили они, как правило, из расформированных воинских частей. Это и знаменитые джипы-«козлики» - надёжные и простые в эксплуатации. На «гражданке» они чаще бегали уже под брезентовыми тентами, а иные умельцы даже обшивали кабину тонкой фанерой. Были ещё американские «доджи» от фирмы Dodge Chrysler - они крупнее и мощнее. Нынче такие принято называть внедорожниками или кроссоверами, а во время войны их прозывали «Додж три четверти», потому что могли брать груз 750 килограммов. Одну такую машину я запомнил, её держали в автопарке северодвинской городской стройки… 

В заключение встречи я не удержался и завёл речь об автораритетах того, уже давнего, времени:
- Бывают автомобили, которые сразу и надолго впечатляют. Вы в жизни и в шофёрской практике многое повидали. Какой автомобиль из числа, скажем так, впечатляющих первым поставите?

- В военизированной пожарной части завода №402 (так назывался до переименования Севмаш. - Прим. О.Х.) с послевоенных лет имелась трофейная немецкая пожарная машина, кажется фирмы Daimler-Benz. Мощная, с удлинённой рамой и массивным капотом, походила она на буйвола или бультерьера, каких в России вообще редко видели...

*   *   *
И ещё из ярких впечатлений, но уже моего детства. Помню, какой ошеломляющий эффект произвело на городскую публику появление в Северодвинске первого ЗИМ ГАЗ-12 – шестиместного, шестиоконного седана, даже по меркам сегодняшнего дня роскошного, стильного автомобиля! Если не изменяет память, его выделили (разумеется, вместе со штатным водителем) самому уважаемому и занятому человеку – директору Севмаша Евгению Павловичу Егорову. Тогда же или немного позже несколько таких машин появилось у городских медиков. Запомнилось ещё потому, что они, к слову окрашенные в плотно-бежевый цвет, часто наведывались во двор нашего дома на Ленина, 13/47, на первом этаже которого располагались и аптека, и детская молочная кухня. Год точно не назову. Но вот какая есть у меня историческая подсказка: на заднем стекле всех медицинских ЗИМ ГАЗ-12, помимо известного красного крестика, красовалась ещё и небольшая, но яркая эмблема Всемирного фестиваля молодёжи и студентов – цветок с пятью лепестками. А фестиваль в Москве, и это точно, проходил в 1957-м.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Газета "Вечерний Северодвинск", 16-2018
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий