Новости Северодвинска и Архангельской области

Где-то здесь похоронен…

23.09.2018
Изменить размер шрифта
Владимир Раков на мемориале «Невинным жертвам Ягринлага». Фото Галины Шавериной

Житель Владимира приехал в наш город поклониться праху деда.

30 августа мне позвонили из городского музея: в наш город из Владимира приехал с женой внук заключённого, умершего в Ягринлаге. Хочет посетить лагерное кладбище. Жительница города, у которой супруги остановились, направила их на Ягры. Где, конечно же, не нашли никакого знака, свидетельствующего о захоронениях узников (хотя там тоже захоронены тысячи). И расспросы многочисленных горожан тоже ничего не дали. Наконец кто-то посоветовал обратиться за информацией в музей…

Житель Владимира Иван Александрович Раков от родных и знакомых узнал, что его дед Иван Андреевич Мишин какое-то время отбывал срок на Соловках. Несколько лет назад он съездил туда. Сотрудница музея-заповедника нашла информацию о том, что Иван Андреевич Мишин 1889 года рождения проживал в селе Слободское Работкинского района Горьковской области, был председателем ревкомиссии колхоза им. Сталина. Его арестовали 21 октября 1937 года, приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Умер Иван Андреевич 18 марта 1942 года в Ягринлаге.

Вместе с Иваном Александровичем и его супругой мы выехали на мемориал «Невинным жертвам Ягринлага». Он располагается на территории лесхоза, на седьмом километре Кудемского шоссе. От указателя - 160 метров по деревянным мосточкам в глубь леса (пишу для жителей города, которые не знают о мемориале, созданном почти 30 лет назад).

Иван Александрович поставил к памятнику привезённую с собой корзинку цветов. Поклонился. Помолчал. Позвонил в колокол часовни. На месте, где хоронили заключённых в 1942 году, набрал немного земли, чтобы отвезти её на могилу бабушки.

Нашли мы там и костные останки, которые всё ещё продолжают выступать на поверхность земли.
Время не позволило нам организовать посадку кедра в память о деде, как вошло у нас в практику при посещении мемориала родными умерших. Но кедр будет посажен в ближайшее время.

Как-то так получается, что к нам в поисках сведений о репрессированных родных чаще жителей родного города обращаются из регионов страны и даже бывших союзных республик. А ведь мы можем рассказать, как получить сведения о причине ареста, познакомиться с материалами допросов, документами о приговоре. В том случае, если заключённый умирал или погибал в местах заключения, на него оформлялся акт о смерти и составлялась справка о смерти, которая подшивалась в его следственное дело по месту ареста.

Галина ШАВЕРИНА, председатель Северодвинского отделения организации «Совесть»
Газета "Вечерний Северодвинск", 38-2018

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий