Новости Северодвинска и Архангельской области

«Дело» о Николаевской церкви

07.02.2016
Изменить размер шрифта
В памяти старожилов церковь сохранилась как «летняя»… Фото из фондов СГКМ

Архивные документы воссоздают драматическую историю храма в Большой Кудьме.

Северодвинцам известно древнее селение Большая Кудьма, что на берегу Кудьм-озера, на Онежском тракте. Это очень красивые места для отдыха, многие горожане имеют здесь дачи.

В старину, естественно, жившие здесь люди не оставались без пастырского благословения. В разные времена тут были построены молитвенный дом и две церкви. Одна из них – церковь во имя святого Николая Чудотворца. Для тех, кто хочет больше узнать об истории родного края, будет небезынтересной многострадальная её судьба.

Легче новый построить?
Храм был построен в 1865 году из старой надвратной церкви, которую пожертвовал приходу Николо-Корельский монастырь, «усердием прихожан и благотворителей». В 1887 году был образован самостоятельный Кудьмозерский единоверческий приход. (Единоверие – течение, объединившее умеренных старообрядцев и приверженцев Русской православной церкви, которые получили возможность служения по старому обряду на отдельных приходах.)

Архивные документы дают представление о том, как церковь выглядела: «…деревянная, одноэтажная, однопрестольная, одноглавая, в форме корабля с тёсовою крышей… печь в ней одна, окон 10… обнесена частокольною деревянною оградой». Напомним, церковь была уже далеко не новой, быстро обветшала, и проводить службы в ней было небезопасно. Впервые забил тревогу благочинный священник Иоанн Иванов 14 декабря 1893 года. Он сообщил в консисторию, что «при тщательном осмотре в сентябре с.г. церкви в Кудьмозерском приходе найдено, что зданием она ветхая, требует снаружи и внутри основательной ремонтировки, но средств на её поправку нет как в церкви, так и у прихожан по их бедности, нерадению и нерасположенности к церкви и склонности к расколу». По его мнению, лучше было бы построить новый храм, чем исправлять старый.
И как раз в это время (1895 год) в Кудьме была построена новая церковь Смоленской иконы Божией Матери, а Николаевская на многие годы так и осталась заброшенной.

«Когда явятся средства…»
В Государственном архиве Архангельской области хранится «Дело о разрешении разборки ветхой Николаевской церкви при Кудьмозерском приходе и постройке вместо неё часовни». В нём содержится 12-летняя переписка прихода с Архангельской духовной консисторией.

30 июня 1905 года священник Кудьмозерского прихода Валентин Михайлов, обращаясь в консисторию, снова поднимает вопрос о ветхости храма. Он предлагает «ветхую церковь разобрать, а из пригодного материала устроить часовню на приходском кладбище и сторожку для Богородской церкви». Рапорт был поддержан. Консистория даже прислала пять проектов часовен на выбор. Три последующих года шла переписка. Наконец в 1908 году священник В. Михайлов и представители прихожан выбрали нужный проект и нашли подходящее место для постройки часовни. Составили соответствующий акт, который был утверждён 4 октября 1908 года строительным отделением Архангельского губернского правления.

Однако 28 декабря 1910 года благочинный священник Легатов доносит в консисторию, что «ветхая Никольская церковь в Кудьмозерском приходе находится в неприкосновенном виде. Вопросы по её разборке и постройке вместо неё часовни должны быть отложены до времени назначения нового священника». 18 августа 1911 года консистория предписала «возбудить надлежащее о той разборке ходатайство, когда явятся строители и средства». Шло время.

Вопрос о судьбе церкви вновь поднял 15 марта 1914 года новый священник прихода Василий Харитонов: «За эти годы церковь настолько обветшала, что глава её вместе с крышей и потолком угрожает падением, а пол уже обвалился. Надо разобрать ветхое здание упразднённой церкви, годный материал сохранить для постройки часовни, оставшийся употребить на отопление приходской церкви, а на месте бывшей поставить крест».

«На угоре озера…»
Затем на какое-то время дело принимает неожиданный оборот: появляется предложение о реставрации ветхого храма и перевозке его из села Кудьма за 12 вёрст в селение Короду, где была старообрядческая моленная.

Дело в том, что часть жителей Короды приняла православие на правах единоверия, но из-за дальности приходской церкви не могла посещать храм. Они и выступили с предложением о переносе церкви из Кудьмы в Короду. 5 октября 1914 года в Короде прошло собрание жителей-мужчин, имевших право голоса. Было признано, что в целях религиозно-нравственного воспитания местного населения священнику надо чаще бывать здесь для богослужения и бесед. Жители решили поставить перевезённый храм «на угоре озера, вблизи старообрядческой моленной, на самом видном месте». Со своей стороны они пообещали дать «по одному дереву с ревизской души и помощь натурой». Устроенному здесь храму придавалось большое миссионерское значение в деле отлучения верующих Короды от раскола. Предполагалось, что местный житель Фёдор Кузьмин, занимающийся иконописью, напишет бесплатно недостающие иконы для иконостаса Николаевского храма и будет здесь хорошим чтецом.

Но благим мечтам не суждено было сбыться. Строительное отделение губернского правления 29 июля 1915 года забраковало выбранное для храма место, «так как не позволяют разрывы от соседних построек». Рекомендовали «озаботиться подысканием церкви в Короде другого, более соответствующего места». Но оказалось, что другого нет: селение расположено на берегу озера, а вокруг с трёх сторон болото.

По старому плану
В августе 1915 года крестьяне деревни Кудьма на своём сходе решили: предполагаемую к разборке и переносу в Короду упразднённую Николаевскую церковь возобновить на месте по старому плану без всяких изменений.
Для этого постановили: «Дать по два дерева с дому, что составит 240 брёвен, с вывозкою на место ремонта. Кроме того, оказать помощь натурой всеми прихожанами под руководством мастера». Начинают поступать и первые пожертвования. Самым значительным вкладчиком стала Евпраксия Комова: с 1915 по 1917 годы ею сделано четыре вклада на общую сумму 3750 рублей. Всего же поступило 4888 рублей.

Но никакие работы по реставрации храма долго не велись «ввиду сильного вздорожания рабочих рук и выбытия рабочих на заработки в город». В декабре 1916 года священник П. Орлов представил в консисторию проект иконостаса для возобновляемой церкви с перечнем недостающих икон. Проект был одобрен. Сделать его взялся некий Дмитрий Терентьев «за 700 рублей без писания икон и с условием предоставить ему два воза лесного материала, что и было тогда же исполнено». Но от своих обязательств он впоследствии отказался, сославшись на дороговизну работ.

Наконец, 15 июля 1917 года благочинный священник Фёдор Талицкий обращается с рапортом в консисторию о том, что работы по реставрации Никольского храма в Кудьмозерском приходе закончены: «В истекшее полугодие церковь обшита внутри и снаружи досками и окрашена белилами, глава – голубою краскою и крыша зеленью, сделаны и вставлены новые рамы, по стенам храма расположены некоторые иконы, приготовлена вся новая утварь и облачения». 24 июля 1917 года в храме был установлен старый иконостас с заменой недостающих икон новыми на «манер старых». А 23 августа 1917 года комиссия рапортует о том, что «возобновление упразднённой в 1895 году деревянной Никольской церкви в Кудьмозерском приходе закончено».

Времена иные
3 сентября 1917 года было произведено освидетельствование реставрированного храма и его иконостаса. 4 сентября 1917 года храм был освящён…
Но наступали совсем иные времена.

Через двадцать лет постановлением президиума Архоблисполкома от 4 декабря 1937 года Никольская единоверческая церковь была передана сельсовету под культурные цели. Но клубом она была совсем недолго. Потом её использовали как склад для зерна. В 1960-е годы здесь стоял дизельный электрогенератор, затем здание было разобрано, а материал использован на хозяйственные нужды.

В июле и августе 2015 года была организована историко-краеведческая экспедиция cеверодвинского музея в деревню Волость, где ранее находилась эта церковь. Участники экспедиции, автор этих строк и депутат городского Cовета Александр Микляев, выяснили: в памяти коренных жителей церковь сохранилась как «летняя», её названия они не знали…

Елена Луцковская, главный хранитель Северодвинского городского краеведческого музея

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий