Новости Северодвинска и Архангельской области

«Откроют» ли себя святые?

21.11.2012
Изменить размер шрифта
Этот снимок Никольского собора и надмогильной часовни (слева) сделан с 1886 по 1890 годы монахиней Троицкого монастыря в Шенкурске Александрой (Постниковой)

В прошлом номере «Вечерки» мы рассказали о том, как на территории бывшего Николо-Корельского монастыря с помощью современного оборудования прошел поиск места захоронения святых покровителей нашего города – праведных Антония и Феликса. 

Времени после события прошло совсем немного, однако налицо незаурядный интерес и общественности, и специалистов к событиям и личностям, казалось бы, давно ушедшей эпохи. Интерес, отметим, очень противоречивый: мнения о происходящем высказываются весьма разные. С ними мы и собираемся познакомить читателей.

Участники поисков настроены со сдержанным оптимизмом

Сам георадар, одна из разработок Института земного магнетизма Российской академии наук, выглядит неброско: несколько пластин-излучателей, нетбук… Но характеристики прибора уникальны, полагают участники поиска. 

Благодаря особым характеристикам импульса георадар способен производить неразрушающий поиск на значительной глубине в различных средах, в том числе в грунтах, в которые другие радары способны «заглянуть» на считанные сантиметры, поясняет один из разработчиков аппарата Павел Морозов. Ранее прибор был задействован в самых разных археологических экспедициях – от Египта, где его использовали в интересах Института востоковедения РАН, до Архангельска и Антониево-Сийского монастыря. Настала очередь и древней обители на территории Севмаша.

Напомним, поиск проведен по инициативе Архангельской митрополии и Фонда сохранения исторического наследия «Император» при поддержке администрации Севмаша. Идеи искать мощи святых покровителей города существовала давно, тем более что место захоронения их более или менее точно известно по многим источникам – планам монастыря, фотографиям позапрошлого века. Однако до определенного времени благословения от священноначалия не было, рассказывает наместник Никольского собора бывшего монастыря священник Александр Шестаков. Приснопамятный епископ Тихон говорил, что святые угодники сами откроют себя, когда придет срок. Священник осторожен в высказываниях, но все же допускает, что не без промысла Божьего сейчас это может произойти. В самом деле, по словам участников поиска, на одном из участков у Никольского собора – примерно там, где находилась часовня «на гробах» святых братьев, – прибор показывает на глубине 4–4,5 м деревянный предмет размером примерно 2х1,5 м. И глубина культурного слоя, и прочие характеристики вполне соответствуют захоронению Феликса и Антония.

Вероятность того, что найдены именно мощи святых угодников, участники поиска определяют как «высокую».

Логическим продолжением достигнутого стали бы раскопки, а затем генетический анализ мощей. Если найдены останки кровных родственников, то это может стать дополнительным доводом в пользу того, что обретены именно мощи святых братьев. Впрочем, для этого необходимо еще пройти много стадий – от разрешения на раскопки до церковного благословения такого исследования.

Пока же, по словам советника гендиректора Севмаша Эдуарда Борисова, руководством завода принято решение огородить территорию находки.

Станислав ЗЕЛЯНИН


Любовь к отеческим гробам
Не следует ли поучиться у предков осторожности и трезвости в оценках?
Стремление обрести мощи «небесных покровителей Северодвинска» понятно со всех точек зрения. Но стоит ли торопиться в столь деликатном деле? 

Антон и Феликс (или, как они названы в сохранившейся грамоте их матери боярыни Марфы, Онтон и Филикс) – исторические личности, о которых мы не знаем практически ничего, кроме факта их гибели близ Никольского устья. Ни возраста, ни рода занятий, ни цели приезда в Беломорье… К сожалению, лишь упомянутая грамота может считаться достоверным источником. А она лишь упоминает имена и связывает их со строительством Никольского храма, на возведение и содержание которого Марфа пожертвовала часть своей северной вотчины.

Энтузиасты, просвечивавшие георадаром недра у монастырских стен, или не знают, или не сообщают публике тот простой факт, что за шесть веков существования Николо-Корельского монастыря останки Антония и Феликса, как и еще одного святого – Евфимия, никогда не вскрывались, не освидетельствовались и не переносились внутри монастырских стен. До последнего времени не существовало иконографических изображений сыновей Марфы.

 Никому не известны их жития. За шестьсот лет неоднократно перестраивались монастырские храмы, и в каждую эпоху какой-то из них возводился «на гробех» Антония и Феликса, при этом сами «гробы» не извлекались из земли. На заключительном этапе истории храмостроительства в Никольской обители, пришедшемся на XVII столетие, место захоронения оказалось вне основного комплекса каменных сооружений монастыря. И только в 1719 году над могилами детей Марфы был возведен деревянный храм Сретения Господня, вокруг которого сложилось монастырское кладбище. В 1860 году на месте деревянной церкви появилась восьмиугольная каменная часовня, в которой была положена новая могильная плита с именами Антония и Феликса.

Таким образом, участники экспедиции должны были бы обнаружить не только некое одиночное захоронение, но и другие захоронения монастырского погоста, а также фундамент каменной часовни. Но и при этом условии возможность извлечения древнего погребения из земли, мягко говоря, дискуссионна. Если мощи Антония и Феликса ранее не обретались, то какова необходимость в этом сегодня и какие доказательства их аутентичности можно представить? Поучительна история извлечения в конце XVII века предполагаемых мощей Евфимия Архангелогородского. После нескольких лет их активного почитания первый Холмогорский архиепископ Афанасий вынужден был принять решение о повторном захоронении: достоверных доказательств, позволяющих идентифицировать останки, не нашлось.

Представляется, наши предки были мудрее, не тревожа древние останки в Николо-Корельском монастыре и не сея в умах ни ложных надежд, ни ядовитых сомнений в подлинности «отеческих гробов». 

Сергей ШАЛЯПИН, кандидат исторических наук, доцент САФУ (в сокращении)


Марфа, да не та
История Николо-Корельского монастыря изобилует вопросами, на которые историческая наука не дает достоверных ответов. А также мифами и легендами, заполняющими эти пропуски в общественном сознании.

Эти легенды становятся предметом специальных академических исследований. Упомянем лишь один из них. Недостоверно отождествлять мать святых братьев боярыню Марфу, со знаменитой Марфой-Посадницей, лидером борьбы за независимость Новгорода от Москвы. Специалист по истории северных монастырей старший преподаватель кафедры культурологи и религиоведения Василий Абрамовский пояснил «Вечерке», что «наша» Марфа жила и действовала не во второй половине, а в начале XV века. Соответственно, нельзя считать вполне достоверным, что лишь около 1471 года благодаря помощи посадницы монастырь был восстановлен после известного разорения норвежцами в 1419 году (с этим связано первое летописное упоминание обители). По исследованиям петербургского профессора Михаила Мильчика, есть данные, что уже в середине XV века на территории монастыря были развиты постройки.

А известный северодвинский краевед, кандидат философских наук Алексей Климов, дал ответ и на вопрос о таинственных «подземных ходах» под монастырем. Легенды о таких подземельях – обычное дело в крупных старинных обителях. Но реальность прозаичнее. Наличие коротких ходов, которые бы позволяли спастись за ограду при неожиданном нападении, весьма вероятно, хотя пока не установлено. Однако о каких-то крупных подземных комплексах, о которых ходят слухи, говорить всерьез не приходится: грунты у нас не такие.

К слову, Алексей Климов с интересом ждет продолжения исследований.

Редакция «Вечернего Северодвинска» выражает благодарность секретарю попечительского совета фонда «Император» Владимиру Станулевичу за специальное приглашение, благодаря которому наш фотокорреспондент наблюдал за работой поисковиков на Севмаше с первых часов.

Сюжетная линия по данной теме:

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий