Новости Северодвинска и Архангельской области

Игорь Орлов: «Северодвинск – город очень важный и для меня, и для региона»

04.02.2017
Изменить размер шрифта
На память о встрече главный редактор «Вечернего Северодвинска» Вячеслав Белоусов подарил Игорю Орлову фирменную подлодку «Вечёрки». Подарок со смыслом: ждём настоящую лодку-музей! 

Губернатор Игорь Орлов: прямая речь.

Повод для приезда к нам в редакцию губернатора Игоря Орлова – 20 лет «Вечернему Северодвинску». Игорь Анатольевич поздравил коллектив и вручил награды. А журналисты не упустили возможности получить информацию из первых рук.

О капремонте…
- Объём работ, который мы выполняем сегодня по капитальному ремонту, - 57 процентов. Сумма же приближается к миллиарду рублей.

Недавно я провёл большое совещание по работе Фонда капитального ремонта. То, что подобного рода инструмент, обеспеченный финансами и ресурсами, нужен - это факт. Теперь нам нужно пройти следующий этап так же, как мы пережили тяжёлый этап переселения из аварийного жилья. Мы должны отработать технологии капитального ремонта многоквартирных домов: подготовки, проведения и проверки качества ремонта.

У нас не всё получается по одной простой причине: есть 44-й ФЗ, который обязывает нас проводить конкурсные процедуры. Если до 1 января принимать в них участие могли любые фирмы, то сейчас создаётся перечень лицензированных компаний, которые подтвердили свою состоятельность и имеют право участвовать в проведении капремонта. 

Есть и проблема срыва сроков капремонта. Но все должны понимать, что прекратить начатый ремонт сложно. Нужно провести ревизию выполненных работ и оплаченных денег, подписать акты сдачи и передачи работ, провести новый конкурс и т.д. По сути дела, все виды работ будут остановлены минимум на полгода. При этом подрядчик на три месяца срывает сроки. Девять месяцев потерять или три? Вот из чего приходится выбирать. Конечно же, фонд ищет меньшее зло для жителей таких домов.

Но я всегда, когда говорю о капремонте дома, задаю вопрос: а кто заказчик? Почему фонд? Кто деньги фонду дал? Люди, которые в этом доме живут. И удивительно слышать от них, что не они заказчики. А кто? Пусть придёт дядя и всё это проверит? А этот дядя просто выполняет свои обязанности, действует по определённым нормам и инструкциям. Он не живёт в этом доме, он концентрирует ресурсы и является координатором проведения в нём ремонта. Заказчики - жители через свои управляющие компании. Мы приняли все необходимые нормативные решения, чтобы управляющая компания участвовала в подготовке заказа, формировании объёма работ, оценке стоимости, конкурсных процедурах, приёмке и сдачи работ по капремонту. Все эти права им сегодня предоставлены. Главное, чтобы они хотели это делать! 

Повторюсь: капитальный ремонт делается не на деньги фонда, а на деньги жителей, на их взносы в этот фонд. Это надо осознать. И стоять в стороне от проведения этого ремонта – значит лишить себя нормальных условий проживания. И деньги на ветер!

А проверять, я знаю, что говорю, нужно всё очень тщательно, потому что для себя!
И конечно, участие представителей управляющих компаний просто обязательно! И мы к этому придём. Будем продолжать и совершенствовать эту работу.

…и  лифтах
- По лифтовому хозяйству мне есть чем похвастаться. В стадии подписания соглашение с фирмой, которая в течение года поменяет триста лифтов в Архангельской области с оплатой в течение семи лет из Фонда капитального ремонта. Мы всё внимательно изучили, и по всем параметрам получается очень хороший проект.

О дорогах
 
Северодвинск - Архангельск...
- Эта дорога – важнейшая составляющая, и она будет строиться, расширяться до четырёх полос. Сделать эту дорогу, как минимум начать её строительство (по крайней мере, до 2020 года у меня есть время) и сделать этот процесс необратимым - и будет всё в порядке.

Когда я еду с сопровождением, я добираюсь примерно за полчаса. Стараюсь не злоупотреблять, но иногда приходится этим пользоваться. Если всё получится, как задумано, по нормальной дороге, когда нет периодических затыков, 30 минут – это  будет стандартное время в пути.

Есть готовый проект до Цигломени, он согласован и прошёл экспертизу. Сейчас решается вопрос о выделении денег Росавтодору на начало строительства. Насколько мне известно, учитывая, что здесь по итогам 2016 года сконцентрированы большие дорожно-строительные мощности, на заседании госкомиссии по Арктике обсуждался вопрос о сохранении этих мощностей и продолжении строительства дороги в сторону Северодвинска. Бюджетные возможности, конечно, сегодня ограничены, но меня обрадовало недавнее решение правительства о том, что к 2025 году 85 процентов российских федеральных дорог (а Архангельск - Северодвинск – трасса федеральная) должно быть приведено в нормативное состояние. 

...Усть-Вага – Ядриха...
- Средства в нашем дорожном фонде на эту дорогу предусмотрены, так что будем продолжать её строить, асфальтировать. Но, конечно, не такими темпами, как строят М8. Но знаете, что обидно, мы построили очень хорошую дорогу от Сыктывкара, через Ильинско-Подомское на Котлас и дальше. И тут же столкнулись с тем, что её начинают «убивать». На эту дорогу, где нет «Платона», пошёл значительный поток грузов с федеральных трасс. Бесплатный прогон тяжёлой техники по таким дорогам – это реальность. Дорога Усть-Вага – Ядриха пока этого потока не видит. Но несложно представить, что будет, когда мы её доведём до ума. Будем искать решение, как регулировать этот процесс.

...на Онегу 
- Твёрдое покрытие не планируем. У нас нет таких денег и в ближайшее время не будет. Зато есть вполне выполнимая задача сделать дорогу по улице Окружной в Северодвинске,  соединить её напрямую с улицей Юбилейной. В рамках проекта «Моногород» мы всё это предусмотрели. Этот важный, очень нужный для города инфраструктурный проект получил поддержку. Может ожить и военная дорога от Рикасихи. Мы постоянно имеем её в виду, когда речь идёт о мусоропереработке.

О музее - подводной лодке…
- Конечно, мы очень хотим, чтобы у нас была такая лодка. Это очень важно. Я был в целом ряде городов, где есть такие музеи. Это знаковое место и уникальная возможность увидеть воочию, что это такое.

Я на днях разговаривал с Николаем Яковлевичем Калистратовым. Сейчас на заводе «Нерпа» завершаются работы, связанные с подготовкой к длительному отстою на плаву атомной подлодки «Ленинский комсомол». Предполагается, что она будет музеем. Минобороны выделило деньги, правда, очень небольшие. 

Знаю, что есть предложение поставить её в Мурманске. Но еще два года назад я предлагал министру обороны Шойгу сделать это у нас. Нам хотелось бы, чтобы этот музей работал в полную силу, но если говорить о Северодвинске, сразу встаёт вопрос доступа на территорию. Мы рассматривали вариант размещения музея-подлодки в Архангельске, у Красной пристани. 

И если вы где-то прочитаете, что, мол, «Нерпа» заканчивает работу с лодкой, которая будет установлена в Мурманске, не верьте! Это неверная информация. Для нас еще не всё потеряно. Будем работать. Желание есть. Есть понимание, что именно на нашей земле должен быть такой объект.

…и доме Пикуля
- А зачем этому дому статус памятника? Чтобы сохранить его? Но если есть общественная инициатива, есть люди, желающие его сохранить, он сохранится и так. Под снос идёт то, что не представляет интереса для жителей Северодвинска. Если будет общественный комитет или совет, будет понятен финансовый аспект, дом будет жить. 
Что такое сегодня поставить здание как памятник на учёт? Это не просто гигантский труд, это ещё и гигантская ответственность. Потому что мы будем обязаны привести его в порядок и содержать. Мы должны этот объект отремонтировать. Есть у города такие деньги? Нет! У общественности? Тоже нет! 

А у нас сегодня более двух тысяч объектов, которые не имеют должного внимания и финансирования. И это не дома, где кто-то мимо проходил или месяц ребёнком жил. Это, например, церковь в Ошевенском, в Каргопольском районе, с уникальными иконами и колокольней. И мы не можем этот памятник содержать! А история с часовней в Ракуле! И как этот дом на Индустриальной поставить в один ряд с этими памятниками? Ведь мы все прекрасно знаем, что время жизни в этом доме школьника Валентина Пикуля исчисляется месяцами. 

Я отношусь к Пикулю и его творчеству с уважением. Но считаю, что нужно найти правильное решение, как именно мы увековечим факт того, что он был здесь. Может, установить барельеф с изображением писателя в детском возрасте или памятную доску на этом месте. Но сохранить здание… Я боюсь, это проект в никуда. 
Однако, если сегодня какая-нибудь общественная организация возьмётся за эту работу, я готов подключиться и поработать вместе с вами. Опыт у меня такой есть. Мы сохранили дом в Норенской, где жил Бродский, сейчас восстанавливаем музей Лихачёва. Но для этого должны быть вожаки – «настоящие буйные». Есть такие – давайте встречаться и принимать решение о передаче дома, с соответствующими правами и ответственностью, с условием его восстановления и последующего содержания. Я готов поддержать и помочь.

О Северодвинской ТЭЦ-1…
- По ТЭЦ-1 существует проект модернизации, правда под уголь. Нам его уже несколько раз представляли. Но окончательное решение пока не принято.

Я, как и многие, считал, что модернизировать – значит переводить на газ. Тем более что у нас есть для этого резервы газа. Но после подсчётов всех затрат оказалось, что экономика на угле получается лучше. 

Сегодня угольные ТЭЦ уже не несут серьёзной экологической угрозы. В этом проекте есть целый ряд экологических решений. Мы, безусловно, потребуем экологическую экспертизу и всё необходимое для реализации такого крупного проекта, влияющего на социальную среду. Но пока это только предварительные разговоры.

…Савинском цементном заводе…
- Принято решение этот завод запускать. Говорят, нашли рынок сбыта и могут предложить конкурентную цену. От меня попросили поддержки ряда решений по логистике (портам). Мы подтвердили готовность помочь в переговорах со всеми участниками этого проекта. И я рассчитываю, что в этом году завод будет запущен. 
Мы живём в условиях рыночной экономики, объёмы строительства уменьшились, спад на внутреннем рынке привёл к тому, что серьёзная модернизации этого завода, как мы планировали,  откладывается. Савинский цементный завод будет работать, как и раньше. Но он работал неплохо: там новые фильтры, стоимостью больше миллиона долларов каждый, стояли. Надеюсь, там всё получится и завод заработает уже в этом году.

…и Северодвинском агрокомбинате («Тепличное»)
- На этапе формирования регионального бюджета у нас была очень серьёзная полемика, стоит ли включать в бюджет средства на поддержку выращивания овощей в закрытом грунте, насколько это целесообразно, экономически состоятельно. В итоге приняли решение, что нужно поддерживать. И в бюджете на эти цели мы деньги предусмотрели.

Северодвинские теплицы не выдержали испытания морозом, но восстановительные работы ведутся. И здесь вполне возможна помощь через кредитные ресурсы. Сегодня очень серьёзно поддерживаются инвестпроекты в сельском хозяйстве. И я не сомневаюсь в том, что при должной подготовке документов (а это обязательное условие), которые нужно представить, поддержка в виде субсидирования процентной ставки или лизинговых платежей будет оказана.

Человек из местных
- В этом году в сентябре поменяются 11 глав муниципальных образований и 14 составов депутатов городского и районного уровня. Мы уже сейчас готовим эту избирательную кампанию – это прямая задача власти. Я встречаюсь с главами, лидерами общественного мнения, провожу консультации. 

Ожидает этот процесс и Северодвинск - город очень важный и для меня, и для региона. Разговоры, консультации с Михаилом Аркадьевичем Гмыриным о том, как мы будем проводить конкурсную процедуру, о формировании комиссии уже идут. О конкретных персоналиях пока преждевременно говорить, хотя они, безусловно, обсуждаются.

Мне нужны люди, которые умеют и хотят работать. И мне кажется, Северодвинску всегда в этом плане везло. У вас были профессиональные руководители. 

Сейчас мы готовим конкурсную комиссию (обычно это семь-девять человек), куда войдут областные и городские депутаты, представители администрации Северодвинска и областного правительства, представитель серьезной общественной организации.

Я считаю, что Северодвинск - это не тот город, в который нужно приводить управленцев со стороны. Здесь достаточно профессиональных кадров, чтобы на должность главы подобрать человека из местных.

О чиновниках…
- Мне говорят, все чиновники – сволочи. Есть такое устоявшееся, классическое понимание чиновника: они все негодяи и делают только вред для народа. Могу на это сказать одно: приходите на работу в областное правительство - и вас точно так же назовут. У меня в правительстве работают нормальные ребята. Есть единицы тех, кто себе зарплату приписал или что-нибудь украл. Но такие везде есть, в любом обществе, а мы его отражение. Но вот это противопоставление власти и общества, внесение внутреннего раскола, а не объединение их как единого организма очень опасно. 

Можно сегодня без чиновника из ПФ решить задачу пенсионного обеспечения? Нет! Почему он негодяй?

…показухе…
- В очень короткие сроки готовится грандиозное событие – международный Арктический форум. И уже сейчас слышатся голоса недовольных: завесят разбитые окна белыми простынями, вычистят только те улицы, по которым будут проходить участники форума, залатают дырки только там, где они будут проезжать, и покажут лакированную поверхность.

А как по-другому? Всё отмыть, очистить, покрасить и отполировать невозможно. Значит, для того, чтобы все гости увидели, какие мы плохие, мы должны выйти немытые, нечёсаные и в грязной рубахе? Этого хотят доморощенные критики? А как, интересно, они дома гостей встречают? На то мы и хозяева, чтобы показать себя с лучшей стороны — товар лицом. И мы будем этим заниматься: надо будет заделать ямку в асфальте,  сделаем это, невзирая на технологию и погоду, потом, если что, доремонтируем, но сейчас  нужно сделать так, чтобы в марте участникам форума город понравился. Мы должны доказать, что область готова быть хозяйкой мероприятия  высокого международного уровня.

Да, мы будем драить, чистить, вылизывать, надевать последнюю чистую рубашку только для того, чтобы к нам приехали в следующий раз. И это нормально! Но я представляю, какой поднимется шум: показали гостям, как всё красиво, а у меня во дворе труба течёт.

Накануне Олимпиады в Сочи глава Геленджика, чтобы не стыдно было перед гостями, 80 чиновников администрации вывел улицы чистить и газоны в порядок приводить. И я вполне допускаю, что мне придётся обратиться к людям и сказать: уважаемые, к нам едут гости, надо навести порядок – дворы почистить лопатой или трактор оплатить, прикрыть разбитое окно тканью, чтобы было не стыдно перед гостями. 

К слову, я не люблю летать на вертолёте. Сажусь в машину и спокойно еду. Мои коллеги уже знают, что я обязательно посмотрю, почищены ли знаки, в каком состоянии дороги и обочины. И каждый раз, когда я приезжаю в отдалённую деревню, меня встречают словами: вот вы приехали и дорогу наконец-то сделали, а до этого всё плохо было. Значит, буду продолжать ездить дальше.

…и нехватке законов
- Поверьте мне, у нас катастрофически не хватает законов как на федеральном уровне, так и на региональном.
Не спорю, мы часто сначала принимаем закон, потом методом проб и ошибок обкатываем его на практике. Взять хотя бы знаменитый 131-й федеральный закон о местном самоуправлении с огромным количество дыр, которые требуют регулирования. Но чтобы их увидеть, с этим законом нужно было пожить. И закон о капремонте тоже не идеален. Теоретически всё предусмотреть невозможно, практику ничто не заменит. Принимаем, потом начинаем вносить коррективы. Но здесь хотя бы есть от чего оттолкнуться.

Я жёсткий сторонник того, чтобы как можно быстрее, пусть даже в общеидеологическом варианте, был принят закон об арктической зоне РФ. Прошу: примите закон, а мы подкорректируем его, исходя из практической жизни. Но закона нет, есть только бесконечные разговоры.

А ещё мы стараемся отслеживать ситуацию и быть на связи с федеральным центром, чтобы не дать наделать глупостей. Помню, как мне позвонили после гибели на дороге детей-спортсменов, которых перевозили в автобусе, с просьбой поддержать законопроект. Предлагалось запретить возить детей в тёмное время суток и при температуре ниже -25 градусов. А что нам здесь делать в таком случае? Вообще не жить с осени до весны? И таких глупостей, поверьте, придумывают много.

Записала Елена САДОВА
Фото Владимира Ларионова-мл.

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий