Новости Северодвинска и Архангельской области

Про настоящую деревенскую дружбу

27.03.2017
Изменить размер шрифта
Фото автора

Начну наш сегодняшний разговор о домашнем чтении с цитаты: «Тиражи сейчас все меньше, а наименований все больше, и родителям трудно разобраться, что своим детям почитать». Это слова современного детского писателя Станислава Владимировича  Востокова. Хорошего писателя, смею вас в этом заверить.

Они жили в памятнике
Последнюю книгу Станислава Востокова «Фрося Коровина» мы с моими внуками будем читать вслух в ближайшие каникулы, сама же я ее за два вечера буквально проглотила. А уж если взрослому детская книга понравилась, то детям понравится тем более. Кто-то из скептиков наверняка возразит, мол, что и за книга с таким названием. Имя у девочки, мол, какое-то старорежимное. Так это ж самое то, в наше время родители как раз ударились в моду – извлекать на свет и давать детям имена бабушек и дедушек, так что хорошо, что автор еще пощадил ребенка и не назвал ее Акулиной. А фамилия самая деревенская – Коровина, потому что Фрося живет в вологодской деревне со своей бабушкой Аглаей Ермолаевной. Кто-то сразу спрогнозирует, что в книге будет поднята темная сторона нашей жизни – брошенные дети. Да ничего подобного, хоть Фрося и живет с бабушкой, но у нее есть родители. Правда, «теоретически». Они у нее геологи, и потому вечно мотаются по экспедициям. 

Потому все и получается, как в известном монологе покойного Аркадия Райкина: «Ребенок родителей не видел, но он про них знал, бабушка рассказывала…» Так и в этой повести, бабушка Фросе о родителях рассказывала, а она в школе ребятам, чтобы ни у кого и мысли не возникло, что Фрося – сирота. Деревня, в которой живут Фрося и бабушка, очень маленькая, в ней нет даже школы, поэтому в школу Фрося ездит за шесть километров, зимой – на лыжах, а летом – на велосипеде. В школе три ученика и есть еще один дошкольник, и это позволяет надеяться, что у школы есть надежное будущее. Пока отсутствуют родители, бабушка Аглая Ермолаевна растит из Фроси настоящую деревенскую бабу, которая и в огороде легко управится, и навоз разбросает, и с молотком поработать может. А молоток им с бабушкой приходится в руки брать часто, потому что они живут в памятнике, вернее, в старинном доме, некогда принадлежавшем Фросиному пра-пра-прадеду, а может, и того глубже – Федору Коровину. Дом трехэтажный, очень красивый, но от него то и дело отваливаются разные детали, вот и приходится то Фросе, то бабушке брать в руки молоток, взбираться по лестнице на высоту третьего этажа и приколачивать их на прежнее место.

Удивительные персонажи и чудесный юмор
Повесть населена удивительными персонажами. Я не говорю о Фросе и ее бабушке, они удивительны уже сами по себе. Ребятишки, друзья Фроси по школе, тоже те еще фрукты. Есть в повести совсем уж удивительный персонаж - принципиальный пьяница Никанор. Спросите: почему принципиальный? Объясню. Он считает, что пьет из принципа, потому что в каждой, уважающей себя деревне обязательно должен быть хоть один свой пьяница. По-своему удивителен служитель церкви отец Игнатий, который руководит хором и собирает жителей деревни на спевки в клуб. Но наряду с совсем удивительными персонажами есть в повести персонажи совсем-совсем удивительные, а вернее, даже сказочные. Это говорящая Курица, которая живет в куровнике и умеет говорить всего два слова: «Кошмар!» и «Корошо!».  По осени она каждый день ездит с Фросей в школу, взгромоздившись на багажник велосипеда. И еще более сказочный персонаж –  домашний медведь Герасим, который умеет петь в хоре, расчищать снег, ходить в магазин за продуктами, но не может колоть дрова, потому что его толстые лапы не позволяют, как следует, обхватить топорище. Как и подобает любому медведю, зимой Герасима тянет в спячку, поэтому Фрося каждое утро заваривает ему крепкий кофе. Стоило ей один только раз не сделать этого, потому что она уехала в больницу навестить бабушку и там заночевала, как Герасим тут же уснул, да так крепко уснул, что не услышал, как музейщики разобрали и увезли их дом, а Герасим так и остался  лежать в погребе, прикрытый досками.

В повести очень много моментов, когда хочется улыбаться, а то и просто смеяться в голос. Взять хотя бы эту сельскую школку с тремя учениками и одним дошкольником, где продавщица соседнего со школой магазина одновременно является и воспитателем, и поварихой. А клуб, в котором люди вешают одежду на гвозди, которыми приколочена доска с конституцией, потому что конституцию в отличие от объявлений никто никогда не читает, готов развалиться от мощного баса Герасима, он так стар, что из стен сыплется труха. А забота Фроси о боге, который, по ее представлению, сидит на куполе церкви, держит крест и потому все время простужается. Она кричит священнику: «Передавай Богу от меня привет! Пусть не чихает!» Вызывает улыбку и то, как бабушка выбирает себе место для будущей могилы, просит похоронить ее то у леса, то в огороде, то у озера, «будто бабушка собирается на него смотреть из могилы». И много-много еще других моментов.

Хочется жить дружно
Но повесть не только развлекает, она еще и учит. В ненавязчивой форме автор увлекает своих читателей в мир русского деревянного зодчества, знакомит их со словами, исконное значение которых уже утрачено современными людьми, а детьми и подавно. Подклет, охлупень, фартук – что это? Прочитайте книгу, и понятия эти врежутся в память навсегда.
Много в книге разных пластов, о которых можно говорить с детьми, но самое главное, ради чего и ради кого писалась эта книга, точно подмечено писателем Владиславом Крапивиным. Маленькая, исчезающая деревня, но в ней рядом со взрослыми живут дети, и очень важно увидеть, чем они живут: «Ребята живут своими интересами, по-прежнему ценят товарищество, не всегда приемлют то, что им рекомендуют взрослые, любят приключения. Главное, что ребятам хочется жить дружно и хорошо. Мне нравится, что в книгах стало меньше агрессивности и ее оправдания». В книге про Фросю этой агрессивности нет совсем, разве что чуть-чуть, если зачесть в этот разряд воспитательную беседу отца Жмыхова и красные уши его сына, думаю, за угнанный без разрешения трактор десятилетнему Жмыхову досталось не так уж и сильно.
Приближаясь к финалу, хочется спросить автора, городского человека, откуда он взял таких замечательных и запоминающихся героев. Вот что он ответил: «Мне захотелось написать повесть про деревню, но не просто повесть, а с приключениями. Чтобы там сначала что-нибудь украли, а потом нашли. А сюжет я придумал, когда вспомнил про музеи зодчества, куда дома свозят из разных глухих деревень. Тогда я и подумал, а почему такой дом не могут забрать у хозяев по ошибке».

Книга Станислава Востокова была замечена еще в 2013 году и получила второе место на престижном книжном конкурсе «Книгуру», это единственный российский конкурс, в котором победителя выбирают прямым читательским голосованием, причем голосовать может только целевая аудитория конкурса: подростки от 10 до 17 лет. А в 2014 году повести «Фрося Коровина» повезло еще больше. 14 октября в день своего рождения знаменитый писатель Владислав Крапивин назвал имена лауреатов Международной книжной премии своего имени. Медали и предложения по изданию своих книг получили три писателя (из 112, участвовавших в конкурсе). Среди трех первое место получила повесть Станислава Востокова «Фрося Коровина». Теперь вы убедились в том, что это хорошая литература и «юмористическую повесть про настоящую деревенскую бабу семи лет от роду, которая избу на скаку остановит и в погреб к медведю войдет» стоит прочитать своим внукам? Стоит. «Только вот где ее взять?» - спросите вы. Отвечу: «Не у меня об этом спрашивайте, а у внуков. Они вам живо подскажут путь: в Интернете. Скачивайте и читайте, чего же проще».

Валентина Гусева
Газета «Пенсионерочка», №3, 2015 год


         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий