Новости Северодвинска и Архангельской области

Сквозь жилищно-коммунальные заросли

18.07.2018
Изменить размер шрифта
Ежегодно на балансовой комиссии депутаты  северодвинского Городского совета рассматривают результаты финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий. Их на сегодняшний день в городе 14, пять из них – это муниципальные жилищные предприятия. О результатах именно предприятий ЖКХ работы «Вечерний Северодвинск»  расспросил члена балансовой комиссии депутат Светлану Морозову.

- Светлана Анатольевна, вам администрация города представила данные о прибыли, убытках, о задолженностях всех муниципальных жилищных предприятий, о численности работников и их среднемесячной зарплате. Получается, вы теперь владеете ситуацией в сфере ЖКХ Северодвинска в целом?
- К сожалению, нет. На балансовой комиссии рассматриваются только муниципальные предприятия, но на самом деле, на рынке Северодвинска функционируют группы предприятий, которые входят как бы в куст жилищной организации. В частности, практически в каждой из жилищных организаций создано муниципальное предприятие, акционерное общество и порядка четырёх - пяти обществ с ограниченной ответственностью. И смена учредителей в этих частных компаниях возможна и без согласия жильцов, и муниципалитета.
Благодаря тому, что МУПы, АО и ООО афиллированы между собой, руководители предприятия и финансово-хозяйственная служба имеют возможность манипулировать и передавать дома от одной УК другой, связанной с ней, пусть и через собрания собственников. Есть благополучные дома, где люди соглашаются с повышением тарифа, собираемость платежей хорошая, а есть, предположим, общежития, где немало маргинальных элементов, которые не платят за содержание жилья, и задолженность приходится взыскивать через суды и т.д. Вполне может так быть, что проблемный дом обслуживает МУП, а хорошие «жирные» дома ушли в ООО-шки, всё это надо смотреть. Кроме того руководство такого «куста» имеет возможность  распределять кадры по данным АО, ООО, муниципальным предприятиям, а также активы. Такой «куст» работает в полной взаимосвязи, а мы, рассматривая только муниципальные предприятия, не можем полностью составить финансовую картину о том, как работает жилищно-коммунальное хозяйство у нас в Северодвинске, поскольку мы видим только вершину айсберга.

- Каковы же финансовые результаты вершины айсберга, как закончили год муниципальные жилищники?
- Если рассмотреть только муниципальные предприятия, то 2017 год у нас с убытками закончила одна жилищная организация – СМУП «ЖКХ», у неё убытки составили более трёх миллионов рублей. МПЖРЭП отработало год с прибылью, но за год она уменьшилась почти на 180 тысяч рублей. Лучше всех, с точки зрения финансов и получения прибыли, в минувшем году отработало СМУП ПЖКО «Ягры» и получило доход более 11 с половиной миллионов рублей. Это блестящий финансовый результат, если учитывать, что в 2015 году чистая прибыль у них была почти в 10 раз меньше. У СМУП «ЖКК» прибыль за год увеличилась в 3,2 раза и составила около 3 миллионов 200 тысяч рублей. В 14 с лишним раз выросла прибыль у СМУП «ЖКТ» в 2017 году по сравнению с 2016 годом и составила около шести миллионов рублей.

- Светлана Анатольевна, с чем, на ваш взгляд, связан такой рост прибыли у муниципальных жилищников? Уж не с возбуждением ли уголовных дел в отношении руководителей двух предприятий?
- Причин может быть много. Нет, я не связываю ни в коем случае экономический рост с этими разбирательствами. Здесь, я думаю, надо смотреть процент собираемости платы за содержание жилья, потом они получили существенную экономию фонда оплаты труда за счёт перевода сотрудников.

- Какого перевода, куда?
- Работники муниципальных предприятий в последние годы постепенно переводятся в афиллированные АО и ООО. В ягринском жилищном предприятии в прошлом году числилось всего 66 человек, хотя, конечно, обслуживанием жилого фонда занимается гораздо большее число сотрудников. Несколько лет назад в ПЖКО «Ягры» работало более 200 сотрудников. В МУП «ЖКК»  численность работников за год сократилась с 365 до 217 человек.  В СМУП «ЖКТ» в 2017 году количество сотрудников сократилось на 134, получается, у предприятия нет необходимости платить зарплату этим 134 сотрудникам, и прибыль с 412 тысяч возросла до 5 миллионов 800 тысяч. Расходов нет, фактически так регулируются прибыль и убыток.  

- Но для выполнения работ МУПы же всё равно должны нанять этих людей и им должны  заплатить за работу?
- Зарплату этим людям платят уже ООО-шки. Мы же не видим балансового отчёта обществ с ограниченной ответственностью. Возможно, сами они являются высокодоходными предприятиями. Ведь муниципальные жилищные организации  находятся на общей системе налогообложения и являются плательщиками НДС, в настоящий момент это 18 процентов, планируется увеличение до 20. А все жилищные  ООО находятся на упрощённой системе налогообложения, то есть не платят этот налог в 18%. 

-  Но ведь, устанавливая горожанам тариф, администрация Северодвинска закладывает и  НДС?
- Да, при установлении тарифа для нанимателей социального жилья рассчитываются все расходы, которые идут на содержание дома и плюс НДС. Жилищные ООО, как правило, применяют тот же самый тариф, но поскольку они не являются плательщиками НДС, у них появляется дополнительная экономия, дополнительные средства для развития предприятия. А если бы они сделали тариф ниже на эти самые 18%, то эту налоговую льготу ощутили бы собственники, которые непосредственно вносят плату за содержание помещений. К сожалению этого не происходит, экономию ощущают только эти общества с ограниченной ответственностью.  

- То есть, чисто теоретически мы могли бы платить за содержание жилья меньше?
- Если эти жилищные ООО-шки работают с прибылью, при этом они не являются плательщиками НДС, значит, у них есть дополнительный ресурс, как минимум задел, чтобы не повышать плату за содержание жилья. Ведь плата у нас и так достаточно большая. Да, северодвинцы у нас достаточно терпеливые люди, они согласны оплачивать и в данном объеме, но при этом они хотят видеть результат. Ведь многие северодвинцы или путешествуют, или имеют родственников в других городах, у кого-то недвижимость в других регионах, они видят, кто сколько платит. У меня есть квартира и в Северодвинске, и в Санкт-Петербурге. В Петербурге квартира большей площади, но её содержание обходится мне на 40% дешевле, чем в Северодвинске. Там тарифы совсем другие, при том, что видны конкретные работы по обслуживанию и содержанию дома.

-  Светлана Анатольевна, как обстоят дела с зарплатами в жилищных МУПах?
-  Да, эту информацию мы тоже анализировали. Получается, что средняя заработная плата по предприятиям достаточно приличная -  25, 40, 29, 44 и 29 тысяч рублей в месяц. Средняя зарплата основного персонала, это рабочие,  – от 21300 рублей до 31 800. На балансовой комиссии мы рассматривали разрыв, который существует между работниками с минимальной заработной платой  и руководством, в среднем по предприятиям коэффициент составляет три.

- Всё так непрозрачно с этими ООО, хоть созданы они были с согласия и участием муниципалитета. Как-то можно эту ситуацию изменить?
- Я рассчитываю, что ситуация изменится. По результатам балансовой комиссии 2017 года мы готовим запрос в администрацию Северодвинска с просьбой о предоставлении большего объёма информации. Я считаю необходимым рассматривать весь куст жилищных организаций в целом. Эти ООО имеют прибыль, распределяют её в виде дивидендов. Мы же, по сути дела, имеем искажённое представление о доходе муниципального жилищного предприятия, о прибыли, которую оно получает. Без полного анализа всех взаимосвязанных афиллированных лиц нет возможности судить о ситуации в целом в городе.

- В этих обществах есть доля муниципальных предприятий, но фактически это - коммерческие предприятия, которые могут и не захотеть раскрывать информацию о своих доходах?
- Да, на самом деле деятельность ООО является коммерческой тайной, но вижу совершенно здравый и свежий подход нового главы администрации. Мне кажется, что Игорь Васильевич Скубенко заинтересован навести порядок в сфере жилищно-коммунального хозяйства, он не раз подчёркивал это. У муниципалитета через МУПы в этих предприятиях 25%. По крайней мере, администрация Северодвинска имеет информацию, поскольку они видят протоколы, годовые отчёты, результат финансово-хозяйственной деятельности, а также в курсе о выплате дивидендов участникам общества и их размере. Я не думаю, что новый глава города будет делать из этого закрытую информацию, поскольку у него справедливый подход, видно его желание навести порядок.
Необходимо также отметить, что контроль должен быть не только со стороны администрации и депутатского корпуса, всё-таки более активную позицию надо иметь самим собственникам многоквартирных домов. Информация по доходам и расходам на каждом доме является открытой. И там, где собственники стали активнее, там порядка намного больше. Я думаю, что всё равно мы к этому придем.
- Спасибо за это интервью, Светлана Анатольевна. Будем надеяться, что через год смогу расспросить вас не только о результатах работу МУПов, но и обо всём жилищно-коммунальном «кустарнике».

Беседовала Оксана КОЗИЦЫНА


Мнение

Заместитель председателя Горсовета Северодвинска Нина Андриевская:
Самая неподъемная, коррумпированная сфера – это ЖКХ, если хочешь где-то что-то скрыть, так это здесь. Если у муниципального предприятия убыток, значит, прибыль - или в ООО, или в АО. У нас создана такая система, что жилищники могут выводить денежные средства из одного предприятия в другое. Это ненормально, когда несколькими организациями, по сути, руководят одни и те же люди. 
ЖКХ сейчас это самое слабое звено, хотя при Александре Николаевиче Беляеве это был передовой отряд. Проблемы начались, когда мы сами создали эти АО и ООО, чтобы попасть в программу Фонда содействия реформированию ЖКХ. Сейчас мы говорим: посмотрите, в том-то городе частные компании, посмотрите, как у них плохо, а у нас хорошо. Где у нас хорошо?

По муниципальному предприятию мы можем попросить контрольно-счётную палату проверить, как расходуются бюджетные средства, как МУПы используют имущество, которое дано им в хозведение. С АО и ООО, которые вроде бы не совсем для муниципалитета чужие (МУПы имеют в них долю), ситуация совсем иная. Сейчас в этих «частных» компаниях 75% доли у кого-то, и мы даже не знаем, что выводится из предприятий. 

Мы попросили, чтобы членам балансовой комиссии в будущем заранее давали документы по отчётам, мы хотим видеть информацию и по предприятиям, в которых у жилищных МУПов есть доля, чтобы можно было предметно задавать вопросы. ЖКХ, это, наверное, самая сложная отрасль, но будем разбираться в ситуации. 


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий