Новости Северодвинска и Архангельской области

Новый атаман северодвинского казачьего общества Николай Васильков: «Нам нравится наша активная жизнь»

08.01.2019
Изменить размер шрифта
Атаман Николай Васильков

Прежде чем отправляться в гости к казакам - северодвинскому казачьему обществу, я подумала: а что же я знаю о них? «Тихий Дон», Григорий Мелехов, песни типа «Ты не вейся, чёрный ворон» да розенбаумовское «Только пуля казака во степи догонит...» Да ещё яркие казачьи наряды. И всё... 

Оказалось, история казаков многогранна и противоречива. Одни источники  утверждают, что казаки произошли от скифов, другие уверяют, что от хазар, третьи, что казаки и вовсе тюркско-славянского происхождения, а некоторые этнографы уверены, что  казаки родом с княжества Тмутаракани. А ещё в казачьем фольклоре бытует очень симпатичная версия, что их предшественниками были древнерусские богатыри, нёсшие службу на степной границе под началом «матёрого» казака Ильи Муромца.

Все версии имеют право на жизнь. Но главное даже не в происхождении. Главное - казачьи нравственные законы и порядки. Главный постулат жизни казаков: «Душу - Богу, сердце - людям, жизнь - Отечеству, честь - никому». И в этом вся суть казачьих законов.

Но вопросов к северодвинским казакам оставалось немало. Вот и решила я задать их  новому северодвинскому атаману Николаю Николаевичу Василькову, избранному казачьим кругом взамен сложившего свои полномочия  основателя этого общества родового казака Николая Филипповича Чеснокова.

- Как же казаки-степняки оказались у нас на Русском Севере? И как сформировалось ваше общество?

- Казаки на Русском Севере были с давних пор в качестве служилых людей. Примером может быть знаменитый Семён Дежнёв, родившийся в казачьей семье в Великом Устюге. В XX веке рост казачьего сословия на Севере произошёл в результате известных репрессий 20-30-х годов. Тогда много казачьих семей было сослано на Север. И не только на Север, по всей России казаков раскидало. Недавно пришла к нам женщина, в семье которой много лет держался запрет на разговоры о том, что они казаки. Так запуганы были люди. 

Общество наше было создано прекрасным человеком первым нашим атаманом Николаем Филипповичем Чесноковым, потомственным казаком. Мои корни тоже казацкие. Прадеды, дед и отец мой с Кубани, со станицы Успенской. Один из прадедов  воевал в Турции с казачьим корпусом, в Гражданскую мои деды воевали и в Красной, и в Белой армии.  Наша родовая казачья фамилия по отцу Носачёвы. 

У нас в обществе есть и потомственные казаки, а есть и те, кто вступил к нам, принял присягу в день Покрова Пресвятой Богородицы в казачьем кругу, всей душой воспринял наши законы и порядки. Казаком становятся однажды - принял присягу, стало быть, до смертного часа ты казак, и никак иначе. Сейчас у нас в обществе двести человек, как прежде сказали бы, двести сабель.

- По поводу сабель. Прежде казаки в военное время призывались на службу царю и Отечеству. В мирное время они  были землепашцами, но всегда были готовы к воинской службе. Сегодня этой задачи перед казаками не стоит. Что же легло в основу сегодняшних казачьих обществ?

- Сегодня служба казаков мирного характера. Для нас важно привить  детям и молодёжи любовь к нашей Родине. Мы пропагандируем  культурные традиции и историю казачества, принимаем участие в охране порядка на больших, в том числе церковных, праздниках.

Что касается творчества, мы выступаем своим фольклорным хором на разнообразных площадках города и области. Наше общество участвует в значимых проектах, таких, например,  как «Другой возраст» в библиотеке «Бестселлер». Ещё мы проводим мастер-классы по изготовлению народных кукол (мастер Елена Патрушева), рассказываем о наших обрядах, например про казачью свадьбу. Игорь Рассоха, наш казак, провёл недавно мастер-класс по приготовлению старинного казачьего пирога. За 2017 год мы участвовали более чем в сорока мероприятиях. Это очень много.

- Все мероприятия требуют немалых расходов. В первую очередь это оборудование, костюмы и транспорт. Вы зарабатываете на ваших мероприятиях?

- Бог с вами, все мероприятия мы проводим бесплатно. А расходы у нас действительно немалые. Но тут нам помогают гранты администрации Северодвинска. Начнём с того, что аренда и коммунальные услуги за это помещение, где мы с вами встречаемся, оплачиваются администрацией Северодвинска. На средства грантов мы приобрели  музыкальную аппаратуру и пошили костюмы. А что касается транспортных расходов, тут всё проще - ездим на своих машинах.

- Можно рассказать подробнее о вашем фольклорном ансамбле?

- В нашем ансамбле народ увлечённый и очень хороший. Сейчас как раз идёт у нас обновление репертуара. Очень нам нравятся старые казачьи песни «Трубочка», «Эх, душа казака», «Атаман», «Любо-любо», «Когда мы были на войне» и многие другие. Поём мы и современные песни, русские народные, всего примерно сто песен. Где их находим? Ищем в Интернете, нам присылают хорошие стихи, пишем на них музыку.

Наш руководитель Юлия Маринец сейчас в отпуске по уходу за ребёнком, но без руководителя мы не остались. На её место встала Людмила Силаева, как и положено у казаков, заменив временно выбывшего бойца в казачьем строю. Людмила не новичок в вокальном искусстве, а настоящий мастер. Работала художественным руководителем ансамбля в ДОФе. Сама Людмила говорит: «Я пришла не в коллектив, я влилась в дружную семью. Здесь, как в хорошей семье, все относятся друг к другу с уважением, любовью и заботой. Кроме того, мне близки казачьи законы, ведь казаки люди чести, долга и православия. От этом все наши песни».

- У общества богатая творческая жизнь, много друзей и общих проектов. Как вы всё успеваете?

- Да, друзей и новых творческих контактов у нас немало. Приведу лишь несколько примеров. Недавно в Архангельске наш ансамбль встречался в синагоге с еврейским обществом. Вместе с украинской диаспорой участвуем в проекте «Казачья свадьба», давно дружим с конным клубом «Тавро», даже участвовали с ними в проекте «День лошади». И конечно, мы наладили связи с другими казачьими  объединениями, например, с красноборскими казаками провели малый казачий круг. Хороший праздник получился у нас. 

Знаете, у нас в обществе собрался добрый, неконфликтный народ, все готовы помочь друг другу. Детвора наша не остаётся в стороне от мероприятий. Дети вообще хорошо нас принимают, - может, из-за наших колоритных костюмов, а может быть, и от особой доброй энергии, которая идёт от нас. Хотелось бы открыть в одной из школ города казачий класс, но пока этот проект по непонятным причинам продвигается туго.

...Нам нравится наша активная жизнь: репетиции, поездки, выступления. Так, лето 2018 года мы сейчас называем «безумное лето 2018 года». Наш ансамбль был просто нарасхват на праздниках города и области. Как у всех, и у нас есть  проблемы, но мы уверены, что с Божьей помощью и поддержкой добрых людей они найдут решение. А мы будем трудиться, радоваться жизни и радовать людей нашим творчеством. И ещё раз скажу главное: спасибо, Господи, что мы казаки!

Беседовала Татьяна БУКУРОВА
Фото из альбома Николая Василькова
Газета "Вечерний Северодвинск", 1-2019
Заголовок в газете: «Спасибо, Господи, что мы казаки!»
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий