Новости Северодвинска и Архангельской области

Мы медленно и верно умираем...

10.10.2016
Изменить размер шрифта
Алексей Кувакин. Фото Владимира Ларионова
Алексей Кувакин. Фото Владимира Ларионова

«Вечёрка» обсудила с сопредседателем совета по малому и среднему предпринимательству при мэре Северодвинска Алексеем Кувакиным итоги очередного заседания совета.

- То, что предпринимательство сегодня не кричит, что нам плохо, не означает, что нам хорошо. Это означает, что мы просто устали уже кричать. Мы медленно и верно умираем, - с этого начинается наш разговор с Алексеем Кувакиным.

На заседании совета по малому и среднему предпринимательству при мэре Северодвинска власть «порадовала» городской малый бизнес предложением об увеличении коэффициента К2, который применяется при расчёте единого налога на вменённый доход. Это сфера малого бизнеса — услуги, сфера общественного питания, торговля. Для некоторых видов деятельности этот коэффициент предлагается увеличить в разы. По данным администрации города, в системе ЕНВД сегодня в Северодвинске работают 414 юридических лиц и 1978 индивидуальных предпринимателей. В среднем в год эти налогоплательщики пополняют городской бюджет на сумму около 180 миллионов рублей. Именно необходимостью пополнять местный бюджет власти и объясняют свою инициативу по повышению коэффициента, тем более он не менялся на протяжении пяти лет. При повышении К2, например, с 0,9 до 1 годовой платёж предпринимателя или организации увеличится на 5-7 тысяч рублей. В случае увеличения коэффициента местная казна сможет получить дополнительно около 15 миллионов рублей. 

Что по этому поводу думают представители бизнеса? Говорят, и так сейчас тошно. Налоговая нагрузка повышается, одна проблема накладывается на другую. На дворе кризис, который многие ощутили на своём кошельке, как следствие, покупательская способность населения снижается. Местные предприниматели, работающие в торговле, страдают от наступления федеральных сетей. Если в 2014 году в Северодвинске было 365 продовольственных магазинов, то в 2015-м их стало на десять меньше. Кстати, доля магазинов, торгующих алкоголем, при этом увеличилась с 70 до 73%. 2015 год не смогли пережить многие непродовольственные магазины. На 1 января 

прошлого года их было 400, на начало этого года — 374. Заметно меньше стало магазинов местных товаропроизводителей. Их число за тот же период сократилось с 38 до 25. В сфере бытовых услуг был рост с 645 до 702 субъектов предпринимательства, но сколько из них переживут 2016-й, предсказать пока трудно.
Цены растут, северодвинцы беднеют. По официальным данным, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2014 году составила 13,9%, в прошлом году уже 14,1%.

К сожалению, сейчас в Северодвинске закрываются малые предприятия, которые просуществовали в городе не один десяток лет. Часть бизнесменов предпочитает больше не бороться за выживание, а просто жить за счёт накопленного «жирка» в виде недвижимости, сдавая в аренду свои помещения.
 
- Основной источник поступлений ЕНВД в бюджет — это торговля. Торговле предлагается увеличить налог на 27%. На втором месте — общепит, здесь предлагается на 60% увеличить. При том, что я, как работник общепита, могу сказать, что мы балансируем на грани. Мы не кричим, мы варимся в собственном соку, пытаемся выжить. Если увеличить на 60% налог общепиту, то кто-то из нас просто закроется, - считает Алексей Кувакин. - Мне непонятен посыл горадминистрации - при снижении общего количества бизнеса в Северодвинске администрация предлагает увеличение нагрузки. Повышение налогов — это способ подтолкнуть шатающихся к разорению. 

Федеральное правительство сейчас обсуждает вопрос об освобождении самозанятых на два года от налогов, чтобы те, кто сейчас работает нелегально, вышли из тени. Этот федеральный посыл, а также нестыковка действий федеральных, региональных и местных властей, по мнению Алексея Кувакина, непонятны для легального бизнеса. Почему для тех, кто трудится в легальном сегменте и тянет налоговую лямку, проходит проверки контролирующих органов, предлагается увеличить нагрузку, а тому, кто сидел в тени или пытается вый-ти из тени, обещан зелёный свет и всяческие послабления?

Чтобы пересчитать официальных швейников в Северодвинске, хватит пальцев на руках, зато, если набрать в поисковике в Интернете, компьютер выдаст несколько десятков адресов. Конечно, точной статистики о теневиках нет, по некоторым данным, около 95% тех, кто оказывает бытовые услуги (швеи, ремонт квартир, парикмахерские), трудятся в теневом секторе, то есть не платят налоги. Представители легального бизнеса уверены, что на сегодняшний день просто нет политической воли навести порядок в данной сфере. Всем почему-то полномочий не хватает. Ведь участковые благодаря жалобам жителей наверняка наслышаны и о парикмахерских салонах на дому, и об ателье, считает сопредседатель городского совета по малому и среднему предпринимательству.

Ещё одно предложение северодвинского бизнеса, которое помогло бы выжить предпринимателям, а значит,  сохранить рабочие места и собирать налоги в местный бюджет, — развитие муниципально-частного партнёрства. Власть должна не отказывать в помощи тем, кто занимается малым бизнесом, а искать законные способы помочь. Да, соглашается Алексей Кувакин, по каким-то направлениям администрация города очень хорошо работает с точки зрения поддержки предпринимательства. Фонд микрофинансирования у нас, наверное, один из лучших в стране. Предприниматели из других регионов не верят, многие рассказывают, что у них в основном это кормушка для приближённых, у нас же инструмент для всех — пожалуйста, приходи, бери деньги под 10%. Но этого мало, считает Алексей Кувакин:

– Как только ты стал предпринимателем, столкнулся с проблемой, чиновники сделают все, чтобы ничего не сделать. Создаются рабочие группы, заседают, потом пишут, почему это нельзя, почему то нельзя. При этом, когда разговариваешь со специалистами предметно, оказывается, что вроде бы и можно. Проблема в том, что главный критерий оценки работы чиновника — отсутствие взыскания со стороны вышестоящего начальства. Я считаю: было бы желание решить возникшую проблему, тогда и пути решения, и полномочия найдутся.

Оксана КОЗИЦЫНА

P.S. В ближайшее время бизнес ждёт ещё одно «приятное» нововведение — переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники. Цель — автоматизация процесса передачи информации об учёте выручки в налоговые органы. Для этого предпринимателям придётся обзавестись новыми аппаратами или модернизировать старые.

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий