Новости Северодвинска и Архангельской области

Маленькое зимнее путешествие по кусочку «Золотого кольца». День первый: Владимир

27.01.2019
Изменить размер шрифта
Успенский собор

Не любит наша семья сидеть в зимние каникулы дома, скучно это. Вот и в первые дни 2019 года отправились мы с мужем, сыном и внуком в маленькое зимнее путешествие по кусочку «Золотого кольца России». День во Владимире, день в Суздале и день в Ярославле. Поехали и не пожалели, поскольку путеводители по хорошо протоптанным туристским тропам можно прочитать хоть в бумажном, хоть в электронном варианте, а получить свежие впечатления самим - это просто здорово.

Свет из глубины веков
Владимир такой древний город, что точная дата его основания и личность основателя покрыты мраком веков. Потому историки решили взять за основу первое упоминание города в летописях. А упоминание-то было аж в 990 году и связано с именем князя Владимира Красно Солнышко, того, который креститель Руси. Правда, другие источники уверяют, что город основан Владимиром Мономахом в 1108 году. Проверить невозможно, но, как бы то ни было, древность Владимира несомненна. 

В Свято-Боголюбский женский монастырь мы приехали утречком. В монастырском дворе тепло укутанные монахини активно готовились к Рождеству - украшали ёлку. В главном соборе пахло снегом и еловыми лапами, разложенными и развешенными повсюду. Атмосфера праздничная и светлая. Монастырь этот основан князем Андреем Боголюбским, решившим править своим уделом абсолютно самостоятельно, без всяких советов боярских и народных вече. За что и был убит собственными приближёнными. Но, как уверяют историки, основы монархии в России заложены были именно князем Боголюбским.
Неподалёку от монастыря знаменитейшая на весь мир церковь Покрова на Нерли (Нерль - это река такая). Это гениальное творение русских зодчих прекрасно в любое время года, и это правда! Но местные говорят, что краше всего церковь весной, во время разлива реки, тогда она - чудное видение, плывущее по водной глади. 

В центр по Пекинке 
После Боголюбова по дороге, называемой местными Пекинкой, наш автобус направился в центр Владимира. Интересно происхождение названия дороги. Оказывается, в годы безудержной дружбы «русский с китайцем - братья навек» порешили правители двух стран проложить хорошую широкую дорогу от Москвы до Пекина, но тут случился ХХ съезд партии, рассоривший наши государства. И строительство дороги прекратилось, но, к счастью, через Владимир дорогу построить успели, и город ею гордится. 

Вообще богоспасаемый Владимир - город множества церквей, монастырей и соборов, причём не только православных. Семнадцать конфессий возвели там свои религиозные сооружения: есть во Владимире католический храм, армянская церковь из розового туфа, привезённого из Армении, есть синагога, храмы кришнаитов и буддистов и другие. 
По дороге в город мы увидели и знаменитый «Владимирский централ - ветер северный...». Ныне это не политическая, а уголовная тюрьма. Экскурсовод даже похвалился: «Обратите внимание, там, в историческом здании, теперь новые решётки установлены после известных волнений заключённых».

Увидели мы по дороге и памятник великому советскому гимнасту Николаю Андрианову - уроженцу Владимира. Непривычный, на мой взгляд, памятник, не пафосный: на скромном основании стоит усталый гимнаст после трудной тренировки и опирается на брусья... Вообще, Владимир просто наполнен именами своих великих людей: братья Столетовы — учёный и военачальник - родоначальник болгарской армии, политик Михаил Сперанский, композитор Сергей Танеев, диктор Юрий Левитан, лётчик Николай Каманин, писатель Владимир Солоухин, изобретатель телевидения Владимир Зворыкин и многие другие.

Секко Андрея Рублёва
Настоящий культурный шок испытали мы при посещении древнейшего Успенского собора во Владимире. Этот собор является великокняжеским некрополем начиная аж с XI века. Удивили надписи над криптами, где произведены захоронения. Оказывается, древнерусские князья лежат там не одни, а с дщерями, сынами и даже снохами - одним словом, всей семьёй. Но не этот факт потряс нас всех. Впервые в жизни многие из нас своими глазами увидели знаменитые росписи, сделанные легендарным послушником, талантливым учеником Феофана Грека Андреем Рублёвым.

Фрески оказались совсем и не фресками, а секко. Так называется роспись по сухой штукатурке, а фрески - это по влажной, они характерны для стран с сухим климатом. Росписи Рублёва находятся в незаметном и плохо освещённом приделе собора, но, как оказалось, так оно и надо для их сохранности. Называется композиция «Страшный суд», хотя ничего страшного там нет: сидят ряды апостолов, как в библиотеке, в руках у них раскрытые толстые книги - книги судеб. Ощущения страха на лицах нет, один покой и свет, то есть людям праведным Страшный суд совсем не страшен. А приготовление к нему исключительно светлый праздник божественной справедливости. Вот так трактует Андрей Рублев невесёлый постулат о греховности бытия и неизбежного за то наказания. Не греши - и всё у тебя и здесь, и на том свете будет распрекрасно!

Пройду по Большой Московской, сверну на Георгиевскую
Соборов во Владимире, исторических мест великое множество. За один день не объехать, не обойти, не переслушать умниц экскурсоводов. И, насмотревшись вволю соборных и прочих красот, мы перебрались в сегодняшний день, на улицы рождественского Владимира. Центр города с главной улицей Большой Московской в праздничные дни просто прекрасен: яркая иллюминация, сверкающие инсталляции, богато украшенные ёлки, яркие рекламы, огромное количество кафе, ресторанов и сувенирных лавок. 

Совершенно тронули нас, начиная с улицы Георгиевской, милейшие бронзовые скульптуры малых форм. То там то здесь возникали бронзовые филёр (полицейский сыщик), выглядывающий из-за рекламной тумбы, пожарный с брандспойтом (летом из него бьёт вода); приветствующие гостей юный шалопай и сорванец с рогаткой; работающий на пленере художник, а ещё собака такса и старинный велосипед-«костотряс» да задумчивый дворник с метлой. И конечно, милый аптекарь с до блеска натёртым туристами носом. Поверье такое во Владимире есть: кто потрёт аптекарю нос, обязательно излечится от пристрастия к «зеленому змию». Видать, много на Руси-матушке пьющих, особенно в эти праздничные дни, поскольку нос аптекарю тёрли все, кто проходил мимо, а некоторые даже дважды подходили! 

Да, ещё один дивный памятничек не упомянула - знаменитой владимирской вишне. Вся наша небольшая группа была весьма впечатлена «вкусным» рассказом экскурсовода об этой вишне и знаменитой на весь мир вишнёвой наливке, которую в своё время поставлял к царскому столу знаменитый купец Смирнов. Но, как оказалось, нынче купить её невозможно, завод «Владалко» выпускает её малыми партиями, только под заказ и на экспорт. Так и не попробовали мы знаменитой наливки. Кстати, второй бренд Владимира - невежинская рябина, она была выведена именно там. Но и наливки из невежинской рябины в продаже не оказалось по тем же причинам. А жаль! Впрочем, может, так и надо, не зря же мы тёрли нос старому аптекарю!

Минус мы отметили только один - на Большой Московской чудовищно скользко! Пешеходная часть улицы замощена небольшой плиткой, должно быть, очень красивой летом. Но она и без снега-то скользкая, а со снегом - просто беда. А снег валил в этот день не переставая. И гуляющий по улице праздный местный и приезжий народ так же не переставая падал на тротуар вместе со снегом...

…О прекрасном древнем Владимире, о его улицах с прелестными названиями Девическая, Княгининская, Воздвиженская, о старинных домах и новостройках, о его великих жителях и наших современниках - приветливых горожанах и талантливых экскурсоводах, об его великолепных пейзажах и соборах можно рассказывать бесконечно, но нам пора отправляться в Суздаль. А это уже совсем другая история!

Татьяна БУКУРОВА
Фото из альбома Татьяны Букуровой
"Вечерний Северодвинск", 4-2019
Заголовок в газете: "Город соборов и памятников"
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий