Новости Северодвинска и Архангельской области

Игорь Орлов: «Вы сейчас похлопали, а вечером пойдёте выбрасывать мусор»

08.08.2018
Изменить размер шрифта
На встрече северодвинцев с губернатором говорили о свалках. И немного о пенсиях.

У крыльца ЦКиОМ вечером 2 августа всех встречал одиночный пикет. Гражданин с плакатом обвинял в пенсионной реформе международный валютный фонт, на словах требовал референдума по Конституции.
«Не знаете, только про пенсии сегодня будут говорить? А про свалку?» - спросила в связи с пикетом соседка по залу. Немолодой женщине первая тема неинтересна. Хотя молодёжи насчёт пополнения Пенсионного фонда ей есть что сказать: «Почему молодые семьи вместо детей сегодня собак заводят?»

Мирные десять минут
Встречу с губернатором в большом зале ЦКиОМ организовал городской совет ветеранов. Первые мирные десять минут Игорь Орлов говорил о «напряжённом этапе формирования следующего этапа жизни страны в связи с очередным стратегическим указом президента». О том, что областное правительство, «несмотря на прекрасную погоду», работает над нацпроектами без отпусков. Что Северодвинску эти проекты уже обещают 91 км капитально отремонтированных дорог и три новых детских садика.

Переходя к диалогу, Игорь Анатольевич сказал:

- Кто-то считает, что многие вещи можно решить, побегав по площадям. Ничего хорошего так не решили. А страну на площади развалили. Я очень благодарен за то, как вы реагируете на все эти площадные действия. Это заслуживает самой высокой оценки и глубокого уважения.

Если благодарность была авансом, то получилось, что зря. На ней и закончилась в зале тишина.

«Ай-ай-ай» -  это не к нам
Губернатор почему-то удивился, что запланированный «разговор в целом» не состоялся: 

- Многое из того, что нужно сказать, затенили безумным шумом. У меня теперь чёткое представление: Северодвинск интересует мусор. И больше ничего.

С этим зал спорить не стал. И продолжил бомбардировку вопросами по одной точке: свалке под Рикасихой, которой нет и, может быть, и не будет. Экотехноцентром её не называл и губернатор, в лучшем случае – площадкой или объектом.

- Почему вы задаёте вопрос про некий несуществующий объект, - возмутился Игорь Анатольевич, - и ничего не говорите про свалку в Северодвинске, которая горит и воняет? Вам не стыдно за это перед своими детьми и внуками?

«Нет!» - крикнул зал. Мы, конечно, в ответе за производство мусора. Но в том, что у большой помойки, как сказал губернатор, «технология страшная с точки зрения экологии», точно не плательщики налогов и сборов виноваты. 

Ответ из зала не заставил себя ждать: «Это вам я говорю ай-ай ай. Если свалка горит, значит, её неправильно эксплуатируют. Кто-нибудь из руководства города ответил за это? И почему мы должны верить в то, что ваша высокотехнологическая свалка не будет гореть, проваливаться в болотистые почвы?»

О персональной ответственности позже сказал глава города. Бюджет Северодвинска за это отвечает, многотысячными штрафами.

Таких планов нет. На ближайшее время
Упущу сопутствующие слова и эмоции, оставив суть вопросов с мест и ответов губернатора.

- Куда денется мусор на существующей свалке, если появится новый полигон?
- Мы планируем сначала создать систему переработки ТБО с целью сортировки и утилизации. Следующий этап – рекультивация свалки.

- Есть ли альтернативные площадки, кроме Рикасихи?
- Планируется семь объектов по области. Может быть, площадка будет не под Рикасихой, если не пройдёт все законные процедуры. Мы ничего нарушать не собираемся.

Аплодисменты.

- Вы сейчас похлопали, а вечером пойдёте выбрасывать мусор, - напомнил губернатор о том, что проблема с каждым днем только растёт.

- Не повезут к нам отходы из других регионов?
- На сегодняшний день никаких соглашений, который могли бы это предусматривать, не существует. У нас таких планов на ближайшее время по Северодвинску нет, не было и не предполагается.

- Не рассматривался в правительстве области вопрос о мусоросжигающем заводе?
- Внимательно изучали. Но мы не создали ещё первый этап – сортировку мусора. Сжигать остающиеся после этого отходы, так называемую органику, нужно при постоянной температуре не ниже 1500 градусов. Таких возможностей в области нет. 

- Почему каждый человек в своей квартире не может сортировать мусор?
- Будем идти по этому пути целеустремлённо. Пытались это сделать в Архангельске. На первом этапе было здорово. Но потом проект почему-то начал деградировать.

- Никто в этом зале не будет против переработки мусора. Люди, правда, не идиоты. Но о переработке оператор речь не ведёт, говорит исключительно о складировании, сортировке, захоронении. Людей волнует, как это будет происходить.
- Сортировка, выделение ТБО по уже существующей технологии. Что касается органики (25-35 процентов от всего объёма), то не существует другого способа, кроме сжигания. Поэтому она будет складироваться, а когда появятся новые технологии - утилизироваться.

«Не о чем пока разговаривать»
Выступавшие высказали опасение по поводу узкой дороги к предполагаемому полигону: случись что, с самосвалами не разъехаться.

Возмутились выбором места в связи с неглубоко залегающими там грунтовыми водами и сообщающимися «сосудами» рек и озёр: «Грязная вода через три часа будет в Северодвинске!»

Назвали планы по созданию «объекта» диверсией против государства, учитывая основное назначение города.
Попросили содействия в отдельном сборе хотя бы пластика в СНТ.

И предложили построить на присматриваемой под свалку территории спортивную детскую базу. 

Игорь Орлов сказал, что, в принципе, он против любой свалки: «Я хочу создавать систему переработки отходов».

Подтвердил, что геодезические исследования на территории ещё не проводились. И вообще: «Даже разговаривать пока не о чем. У нас нет даже проекта».

Но всё-таки назвал возмущение северодвинцев «своевременным и правильным беспокойством».

А предложение построить под Рикасихой спорткомплекс прокомментировал так: «Если Северодвинск примет такое решение, я только за».

«Меня устроит любой результат»
Точку в разговоре поставил глава города Игорь Скубенко, напомнив о создании его решением общественной комиссии по сопровождению проекта. В неё войдут председатель союза садоводов Васильев, предприниматель с активной гражданской позицией Кувакин, экологи предприятия, врачи, депутаты, представители контролирующих органов. И, по предложению губернатора, трое выступавших на этой встрече. 

- Я готов к диалогу. Меня устроит любой результат. Потому что это будет ваше решение, - сказал северодвинцам Игорь Васильевич. И заверил, что не поставит ни одной подписи на разрешительных документах, «если будет угроза экологическая хоть одному жителю Северодвинска».

И про пенсии
Один из выступавших по этому вопросу заявил, что увеличивать возраст выхода на заслуженный отдых обязательно надо -  полицейским, военным, «доблестным чиновникам», жителям более комфортных мест, где «горный воздух, чистые продукты, красивые девушки». «Красивых девушек у нас тоже много»  - с этим условием долгожительства не согласились, остальное поддержали коллективно.

Серьёзно был поставлен вопрос, за счёт чего продолжительность жизни увеличится. За счёт медобслуживания? Тогда пример из жизни: мужчина к урологу записался в феврале, чтобы попасть на приём в июне. Один из множества примеров.

Спросили губернатора напрямую: правда, что он одним из первых послал одобрительную депешу в столицу? И предложили всем чиновникам вообще быть немножко поскромнее со своими пенсиями.

- Полностью поддерживаю необходимость изменений пенсионной системы. Считаю,  что с сегодняшними пенсиями стыдно и позорно жить. Преобразовывать и совершенствовать систему - это обязанность власти. И мы будем это делать, несмотря ни на какие окрики, - ответил Игорь Орлов, посетовав народу на то, что он услышал-увидел в преобразовании только две цифры увеличения пенсионного возраста и больше ничего хорошего.

И добавил: «Вот вы говорите про мою пенсию. Она у меня будет 18 тысяч рублей». Судя по реакции зала, губернатор удивил, но не убедил.

Как коллега коллегам
Сегодня нет универсального слова для обращения к народу, особенно в неторжественных случаях. «Товарищи» – старо. «Господа» – смешно. Сегодня используется равноправно-уважительное «коллеги». Насчёт уважения и хочется сказать. Как быть с ним, заявленным, если раз за разом приходится слышать с высоких трибун и из кабинетов сомнения в способности людей думать самостоятельно?

Как будто без подсказок «провокаторов» люди не могут возмущаться тем, что работать придётся гораздо дольше, пусть не сейчас, а через десять лет, пусть не им, а их детям. 

Как будто не могут жители «высокотехничного города» сами задуматься над опасностью межгородской помойки на болоте в связи с законами, изученными ещё на природоведении.

«Все, кого привели сюда», «немногочисленные группки преследующих определённые интересы удалённости от своих дач», «баламутят в силу определённых обстоятельств, связанных с 9 сентября»… - обидно людям такое слышать.

Кто бросит камень в дачников, которые думают прежде о себе, а не о мусоре агломерации? Не стоит переоценивать влияние выборов на мысли и поступки избирателей. И страну, если губернатор имел в виду СССР, всё-таки не на площадях развалили.

Ольга ЛАРИОНОВА, не дачница
Фото Владимира Ларионова-мл.

От первого лица
На следующий день после встречи Игорь Орлов подвёл её итоги на свой странице в соцсети: 

«Вчера в Северодвинске состоялся большой и предметный разговор с жителями города. Может быть, временами слишком эмоциональный, но для меня Северодвинск – родной город, и мнение его жителей я всегда пропускаю через себя. И я рад, что такой разговор состоялся, - в споре, как известно, рождается истина».

И ещё пара цитат, об объекте под Рикасихой: 

«Правительство области прекрасно понимает, как сильно этот вопрос волнует северодвинцев, но официальной информации по нему не хватает не оттого, что мы отмалчиваемся, а лишь потому, что пока рано о чём-то говорить».

«И я, и Игорь Скубенко отдаём себе полный отчёт в том, что это серьёзный вопрос, который касается экологии Северодвинска, а значит, и каждого жителя города. Если возникнут сомнения в экологической безопасности, разрешения на строительство полигона не будет. Вчера Игорь Васильевич дал слово, что ни одной его подписи не появится ни под одним из документов, если инвестор не докажет безопасность проекта. И я его в этом полностью поддерживаю».

Газета "Вечерний Северодвинск", 32-2018
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий