Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Новости Северодвинска и Архангельской области

«Дамбо» Тима Бёртона: феерия для взрослых детей

13.04.2019
Изменить размер шрифта
Новый диснеевский проект вызвал неоднозначную реакцию кинокритиков, причём неодобрительных рецензий чуть больше, чем хвалебных. Зрительская масса более благосклонна, но мнения опять же разделились: кто-то в полном восторге, кто-то ждал большего от режиссёра и звёздного кастинга, кто-то счёл киноленту не вполне подходящей для ребёнка... То есть, чтобы составить представление о фильме, надо его посмотреть самому. 

Поделюсь некоторыми мыслями, возникшими при сравнении новой ленты с оригиналом.

Наверное, не стоило называть эту ленту киноадаптацией классического мультфильма 1941 года, потому что получилась совсем другая история и Тим Бёртон, вообще-то, не тот режиссёр, который снимает детское кино. «Сонная лощина», «Эдвард руки-ножницы», «Планета обезьян», «Суинни Тодд», «Крупная рыба», «Мрачные тени», «Дом странных детей мисс Перегрин»…  Даже «Алиса» и «Чарли и шоколадная фабрика», ориентированные на детскую аудиторию, могут показаться странными и страшными. А на «мультик про слонёнка» молодые родители ведут малышей, порой не достигших и указанных в рейтинге шести лет.

Впрочем, в «Дамбо» нет типичных для Бёртона комических ужасов, мистики и парадоксов (кроме собственно летающего слонёнка, всё остальное более или менее реалистично), однако совсем маленьким зрителям фильм может показаться тяжеловатым. А серьёзным взрослым, ожидающим раскрытия образов героев, логической оправданности, наоборот, слишком условным и поверхностным.

«Дамбо» Тима Бёртона не детская сказочка и не взрослая драма. Это феерия для детей, чувствующих себя взрослыми не по годам, и для взрослых, ностальгирующих по детству. 

Для нескольких поколений американцев оригинальный мульт-фильм, снятый по книжке Хелен Эберсон с картинками Харольда Перла, стал одним из сильнейших детских впечатлений, такой же классикой, как, скажем, история про гадкого утёнка. В нашем советском детстве истории с летающим слонёнком просто не было. Кассета, выпущенная в 1985 году, была редкостью в СССР, так что к истории Дамбо с малолетства приобщилось то поколение россиян, кому сейчас не больше тридцати. И именно те критики, кто в детстве до слёз сопереживал несчастному слонёнку, заявляют, что ленте Бёртона по сравнению с оригиналом не хватает чувства, глубины, даже сказочности.

Да, мультфильм более сказочен – уже потому, что снят с точки зрения животных: они разумны и цивилизованны. Цирковые слонихи являют собой некое светское общество, в иерархии которого миссис Джамбо, мама Дамбо, и раньше была простушкой, а с появлением ненормального ребёнка стала совсем аутсайдером. Люди же представлены карикатурно – уродливые мальчишки-хулиганы, злобные клоуны... Маленькому зрителю в кино нужно себя с кем-то ассоциировать – в мультфильме это может быть только Дамбо, чьи несчастья почти до самой развязки идут по нарастающей. Поэтому милая сказочка с песнями и танцами оставляет в детских душах глубокий след. 

А в ленте Бёртона действие происходит в мире людей, там есть мальчик и девочка — Милли и Джо (Нико Паркер и Финли Хоббинс),  у которых умерла мама, а папа, Холт Фэрриер (Колин Фаррелл), вернулся с Первой мировой войны без руки. Но эти дети – не жертвы, а борцы, рано повзрослевшая сестра лелеет большую мечту, и окружение – труппа цирка-шапито – живёт как одна большая семья, хоть и не всегда дружная. Так что маленький зритель к тому моменту, когда в кадре появляется  Дамбо, уже не ассоциирует себя со слонёнком, а сопереживает ему вместе с братом и сестрой. Нет острого чувства одиночества во враждебном мире. В этом смысле фильм менее драматичен, чем старый мультик, но и менее травматичен для детской психики.

Стоит отметить и как именно слонёнок понимает, что может летать. В мультфильме Дамбо с другом мышонком пьют воду из бочки, в которую злобные клоуны уронили бутылку шампанского, хмелеют, видят глючный танец розовых слонов – и просыпаются на ветке дерева.

Чувство полёта под воздействием веществ – очень педагогично, не правда ли? А в картине Бёртона слонёнок случайно поднимается в воздух в процессе игры с пером – сначала неумело, как птенец, и дети его тренируют. Совсем другой месседж: для достижения результата приходится трудиться. И вместо пляски кислотных глюков – реальное шоу мыльных пузырей и сияющие восторгом глаза Дамбо, видящего это воочию. В мультфильме полёт сразу приводит к хеппи-энду, а в киноленте основное противостояние сил добра и зла только начинается, каждый персонаж делает свой выбор, и финал действительно великолепен.  

В фильме задействованы также Дэнни ДеВито, Майкл Китон, Алан Аркин и великолепная Ева Грин. Даже ради зрелищности стоит его посмотреть. А уж сам анимированный слонёнок вряд ли оставит кого-то равнодушным.

Марина ВАСИЛЬЕВА
Фото afisha.yuga.ru
Газета "Вечерний Северодвинск", 15-2019

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий