Новости Северодвинска и Архангельской области

«Звезда» погасла, Кронштадт «уплыл»?

09.02.2013
Изменить размер шрифта
 Корейцам громадья планов не надо, им работу подавай! Фото «КС»

Крупнейшие намерения ОСК не оправдывают надежд. Корпорация отступает на востоке и западе.

Российские верфи «Звезда-DSME» и «Восток-Raffles» с большой и многообещающей помпой, в присутствии Игоря Сечина, тогдашнего председателя совета директоров ОСК, были заложены в ноябре 2009 года. Замышлялся грандиозный так называемый кластер: «Звезда-DSME» как производитель газовозов, нефтеналивных танкеров и судов ледового класса (водоизмещением до 300 тысяч тонн  и объемом обрабатываемого металла 220 тысяч тонн), а потенциал «Восток-Raffles» рассчитывался на буровые платформы, буровое оборудование и оборудование  для заводов по производству сжиженного природного газа.  

Среди первых заказчиков продукции будущей верфи значились такие крупные компании, как «Роснефть», «Транснефть», «Газпром» и «Совкомфлот».

Строительство виделось в союзе с корейцами, точнее - с их знаменитой фирмой DSME (Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering). При этом объем инвестиций в «Звезду-DSME» оценивался на уровне 45 млрд рублей, в «Восток-Raffles» - около 1 млрд долларов… 
И вот… В прошлом году знаменитые корейцы отказались от союза с россиянами и ушли. Проекты ОСК остались без иностранного инвестора.

Начальник департамента гражданского судостроения Дмитрий Сапов тогда, комментируя ситуацию, заявил, что, согласно новому проекту развития верфи на Дальнем Востоке, финансовое участие в нем корейской DSME не предусмотрено, а якобы продолжится технологическое сотрудничество.

Министерские сомнения
То, что ОСК пересмотрела (или вынуждена была пересмотреть) свои грандиозные планы на Дальнем Востоке, тогда же комментировали многие авторитетные издания, включая центральные СМИ РФ. Оценки и объяснения ситуации поначалу разнились в некоторых деталях, но в целом подтверждали случившееся - строительство предприятия «Восток-Raffles» фактически заморожено, а вторая верфь, в Большом Камне, строится силами ОСК уже без участия корейцев и финансируется только из средств самой корпорации. Потому и сменилось и название нового предприятия, теперь оно стало именоваться просто «Звезда». Здесь уже закончено возведение цеха корпусообработки, который готов к установке там немецкого промышленного оборудования.

Впервые о сложностях с дальневосточными проектами ОСК стало известно в мае 2012 года, когда Минпромторг РФ заговорил о необходимости проверить дела судостроительной компании на Востоке. Были, выходит, у министерских сомнения. И они подтвердились – ОСК, как выяснилось, не в полной мере выполняла свои обязательства по строительству «Звезды-DSME». Правда, летом бывший тогда президентом корпорации Роман Троценко все же заверял общественность в том, что возведение верфи идет по графику. Однако «по графику» предприятие должно было отрапортовать о своей готовности еще осенью 2012 года, но таких рапортов мы не дождались до сего дня. Новый же глава ОСК Андрей Дьячков заявил, что корпорация «все же будет дорабатывать программу развития дальневосточных верфей и, скорее всего, подготовит обновленный вариант к началу октября». Явная нестыковка, что уж тут говорить.

Причины прозвучали позже
«В ОСК рассчитывали, что верфи будут загружены большими заказами под освоение проекта Штокман, именно поэтому корпорации удалось привлечь в совместное предприятие крупных иностранных судостроителей», – рассказывал «Коммерсанту» один из «осведомленных источников». К тому же было известно, что во время подписания соглашения между ОСК и DSME о промышленном сотрудничестве Игорь Сечин обещал корабелам крупные заказы Газпрома, Роснефти, Совкомфлота и Зарубежнефти. Заказов не последовало. Как позже заявили – из-за провала проекта с освоением Штокманского месторождения (львиная доля новостроящихся судов на Дальнем Востоке нацеливалась на обслуживание этого газоконденсатного месторождения).

Корейцы держали все это время ухо востро, и как только стало ясно, что Штокман «зашатался», они отказались вкладываться в этот проект финансово и заговорили о сотрудничестве в области технологий. Некоторые говорили еще и о том, что DSME якобы предложила ОСК «крайневысокую цену разработки проекта верфи».

Так или иначе, но строительство «Звезды-DSME» резко тормознуло, а  создание «Восток-Raffles» вообще оказалось под вопросом. Тогда-то в ОСК и решили строить верфь самостоятельно, а проект «Восток-Raffles» приостановить до лучших времен.
Надежды на портфель заказов есть. Так, ссылаются на некий меморандум, который был подписан представителями ОСК с компаниями «Роснефть» и ExxonMobil, о взаимопонимании и намерении построить 15 буровых платформ для работы на шельфе Карского моря. Но это не конкретный контракт, а лишь декларация своих намерений.
Что теперь? Комментаторы сходятся во мнении, что «до тех пор, пока корпорация не получит крупных шельфовых заказов, строительство верфей будет идти очень медленными темпами или вообще остановится». А Виталий Чернов из PortNews убежден, что свою негативную роль здесь играет еще и общий кризис в мировом судостроении. 

И здесь Штокман!
Аналогичную, точнее – схожую по начальному оптимизму ситуацию обыватель может ныне наблюдать и на западе России – в проекте с Адмиралтейским верфями. ОСК здесь, напомним, задумывала не менее громкий проект – перенести знаменитые верфи ЛАО в Кронштадт. Первоначально перевод мощностей планировалось начать в середине 2012 года, а строительно-монтажные работы - в конце 2012 года. Строительство первой очереди должно было завершиться в 2014 году, второй очереди - в 2015 году, третьей - в 2016 году. Директор управляющей компании по строительству Ново-адмиралтейской верфи Александр Вознесенский в свою очередь сообщал, что инвестиции в строительство новой верфи на острове Котлин составят 60 миллиардов рублей, а максимальный объем продукции, производимой на новых мощностях, в денежном выражении будет превышать 70 миллиардов рублей в год.

Сегодня эти радужные перспективы тоже оказались под угрозой полного срыва. Строительство производственных объектов на новом месте так и не началось, и корпорация рискует лишиться земли, которую власти города намеревались было отдать корабелам. По крайней мере, известно, что ОСК уже ликвидирует дочернюю структуру, которая должна была управлять проектом. 

Первый тревожный звонок раздался еще прошлой осенью, когда генеральный директор Адмиралтейских верфей Александр Бузаков для многих неожиданно заявил, что не верит в скорый перевод мощностей предприятия из исторического центра Санкт-Петербурга в Кронштадт. 

О несостоявшихся планах переноса Адмиралтейских верфей недавно говорил журналистам и министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Его слова: «В моем понимании, всем управляет экономика. Я не вижу экономической целесообразности в процессе переноса Адмиралтейских верфей». 

И здесь обвал оптимистичных планов специалисты связывают с провалом Штокманского проекта, мол, судостроительная корпорация надеялась на финансирование проекта из бюджета, но после свертывания работ по освоению газоконденсатного месторождения в Баренцевом море так и не получила его.

Олег ХИМАНЫЧ, редактор «Корабельной стороны»

P.S. Злые языки утверждают, что именно провал планов ОСК на Дальнем Востоке и призрачная (уже тогда) перспектива переноса Адмиралтейских верфей в Кронштадт стоили поста президенту ОСК Роману Троценко. Его неожиданная отставка в свое время и в самом деле вызвала массу пересудов. Впрочем, официальная версия смены руководства госкорпорации этого не подтверждает.


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий