Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Новости Северодвинска и Архангельской области

Первые корабли, первые корабелы

03.11.2018
Изменить размер шрифта
Подводная лодка времён войны. Фото из фонда заводского музея

Свою производственную деятельность завод №893, так вначале именовалось предприятие «Звёздочка»,  начал в 1954 году. И уже осенью на него пришли первые заказы, начиная  с ледокольного парохода «Прончищев».

Пионерами были и две дизельные подводные лодки времён Великой Отечественной войны - С-101 и С-102 проекта 9-бис, пришедшие на верфь в 1954 и 1955 годах. Обе субмарины принимали участие в боевых действиях в Заполярье – от атак на вражеские корабли до высадки десанта на берег. Интересный факт. На С-101 десантировался в тыл врага морской пехотинец Яков Юртаев, в мирное время ставший бригадиром сборщиков цеха 7.

На заводе на этих лодках производился ремонт вспомогательных механизмов, общекорабельных систем и электрооборудования, заменялись износившиеся части лёгкого корпуса. Эти дизельные лодки открыли эру ремонта подводных кораблей на «Звёздочке».

В 1954 году пришли и два морских больших охотника проекта 122 А. На них были отлажены главные двигатели, вспомогательные механизмы, электрооборудование, корпусные конструкции, облагорожены каюты и служебные помещения. Через год завод принял для ремонта зверобойную шхуну «Зеленец» и буксир «Торжок». И на этих судах заводу нашлось дело. Были отремонтированы двигатели и узлы паровых машин, дизелей, паровых котлов, другой техники.

Первыми корабелами на заводе были: слесари-монтажники В.П. Лыжин, А.Г. Фомин, И.Я. Горпинченко, сборщик Л.В. Шкаев, электросварщик Н.Г. Гагарин – участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды, слесарь С.М. Заболотских, слесарь по обслуживанию стендов И.И. Баландин, фрезеровщик А.И. Белозерцев, маляр В.П. Канина… Вспомним и фамилии первых организаторов производства – начальника блока цехов 12 Н.Н. Захарова, начальника технического отдела В.Я. Завьялова, технологов Б.В. Черничкина, А.Е. Никанорова, конструкторов А.Г. Бодунова, Е.В. Сивкова, мастеров Б.А. Михеева, С.И. Лямина. Первыми ответственными сдатчиками заказов были З.Б. Эдельман (подводные лодки, большие охотники, шхуна «Зеленец»), Н.А. Куликов (буксир «Торжок»). З.Б. Эдельман, имевший техническое образование и солидный опыт работы на Севмаше, по тем временам считался одним из опытнейших корабелов завода. Зиновий Борисович до сих пор слывёт лидером по сдаче заказов на нашем предприятии. В его активе 22 корабля и судна гражданского назначения.
Как вспоминали ветераны, ремонт первых заказов приходилось выполнять в нелёгких условиях. Техники под руками было мало, с транспортом наблюдались постоянные проблемы, многие рабочие имели начальное образование, часть из них впервые видела корабли и суда. А как организаторы производства боролись за дисциплину труда! Однако завод с задачами справлялся, и коллектив был приглашён на праздничную демонстрацию 1 Мая 1955 года. Возглавлял шествие ягринцев первый директор Т.В. Сафронов. Мастер Б.А. Михеев говорил, что эта демонстрация придала коллективу предприятия столько уверенности в своих силах, веры в завтрашний день, что хотелось работать и работать! Надежды пионеров завода оправдались. На следующий год он пополнился новыми заказами.

Анатолий ПОПОВ
Газета "Вечерний Северодвинск", 44-2018

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение










Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий