Новости Северодвинска и Архангельской области

Одной угрозой станет меньше

18.07.2014
Изменить размер шрифта
Вопреки ожиданиям многих, «Адмирал Ушаков» («Киров») надолго задержался у причала «Звездочки». Фото  Владимира Ларионова

После долгого ожидания бюджет обеспечит утилизацию ТАРК «Адмирал Ушаков».

Один из крупнейших ударных кораблей мира «Адмирал Ушаков», изначально нареченный «Кировым», в составе Северного флота отслужил с 1980 по 1990 год. Рядом СМИ утверждалось, что якобы «из-за проблем с одним из двух реакторов на борту» кораблю потребовался ремонт. Скорее всего, таковой состоялся в срок, если бы не вмешались известные события в стране 
и последовавшая за ними экономическая разруха.

«Киров» долго простоял в ожидании ремонта у причала в базе, затем его прибуксировали в Северо-двинск, на «Звездочку». Однако, вопреки ожиданиям многих, кораблю и здесь пришлось ждать принципиального решения командования флота и Правительства России. Это не могло не сказаться на техническом состоянии крейсера, в том числе и корпуса, который, к слову, практически с момента начала службы не проходил основательной процедуры восстановления в доке.

В декабре прошлого года генеральный директор центра судоремонта «Звездочка» Владимир Никитин выражал озабоченность по поводу безопасного состояния «Адмирала Ушакова», заявив: «Можно говорить о том, что сейчас от этого корабля исходит определенная угроза для Северодвинска и его жителей. Сроки докования крейсера и ремонта корпуса давным-давно прошли, поэтому сегодня содержать его на плаву у набережной не только затратно, но и небезопасно». Данное заявление Владимира Семёновича, помнится, вызвало большой общественный резонанс, поскольку сказанное им действительно оказалось недалеким от истины.

И вот поступила обнадеживающая информация: принято принципиальное решение об утилизации крейсера, госкорпорации «Росатом» уже дано правительственное поручение - включить «Адмирала Ушакова» («Киров») в план утилизации. Главное, в бюджете 2015 года предусмотрены средства на финансирование разработки проекта работ. Уже заявлено, в частности: работы на крейсере обойдутся примерно в десять раз дороже, чем демонтаж самой крупной атомной подлодки.

Однако не все так просто, как может казаться. Хотя оба реактора крейсера законсервированы, по-прежнему неизвестно, в каком состоянии находится в них ядерное топливо, ведь оно не выгружалось из реакторов корабля с момента сдачи в эксплуатацию. За длительный период времени оболочка тепловыделяющих элементов вполне могла быть повреждена или корродирована. К тому же не исключается, что и сами реакторы могут быть загрязнены высокоактивными радиоактивными соединениями. По мнению специалистов, операция по выгрузке топлива с таким сроком давности хранения сопряжена с высоким риском нештатных ситуаций, вплоть до парового взрыва и даже неконтролируемой цепной реакции. Дело также осложняется тем, что технологии и опыта утилизации подобных кораблей в России пока нет.

Это, пожалуй, главные из причин того, что к утилизации «Адмирала Ушакова» запланировано приступить не раньше 2016 года.

Олег АНДРЕЕВ


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий