Новости Северодвинска и Архангельской области

О капитане Жукове замолвили слово…

13.12.2013
Изменить размер шрифта
Детство Жукова прошло в Санкт-Петербурге в окружении столичной интеллигенции, где царила атмосфера творчества, взаимоуважения и добра. В семье были военные, священнослужители, поэты, журналисты, издатели, даже художник. Фото Валентина Гайкина

Легендарного архангельского судоводителя вспоминали в музее. Уточним – в музее художественного освоения Арктики, что на Поморской. 

4 декабря здесь проходила презентация книги об известном архангельском капитане Юрии Дмитриевиче Жукове, почетном работнике Морского флота СССР, орденоносце и члене Союза журналистов СССР, между прочим.

Книгу о капитане задумали Сергей и Марина Дашковские, у которых сложились очень теплые отношения с Юрием Дмитриевичем, причем с самого первого дня знакомства. Они в основном и работали над изданием, больше того – профинансировали проект. Помогали им и родственники капитана, друзья и знакомые – историки, краеведы, журналисты.

В книге не только воспоминания родственников и близких капитана Жукова, но и рассказы, публикации, подготовленные самим Юрием Дмитриевичем. Здесь же множество свидетельств - документальных цитат и фотографий, скрупулезное исследование генеалогического древа, профессиональной стези и житейского круга общения капитана.

Не вляпаться в ЧП
Первый капитанский рейс Жуков сделал в свои 26 лет. Так сложилось впоследствии, что Юрий Дмитриевич не любил менять свои корабли – расставался с ними, скажем так, вынужденно, только в двух случаях – либо когда сам «уходил на повышение», либо когда его пароход по ветхости отправлялся в утиль. Так что морской век Жукову выпал долгий, а список судов, на которых он капитанил, короткий. Если не считать «Карелии» и «Рошаля», на которых он ходил штурманом, это пароходы «Сочи», «Николай Бауман», «Юшар», «Петровский» и теплоход «Руза». Важно, как Юрий Дмитриевич правил службу на них! Тем более, напомню, во времена, когда за навигационную ошибку штурмана или капитана вообще могли поставить к стенке, а промах Жукова, сына «врагов народа», понятно, обошелся бы ему дороже, чем остальным.

Капитан просто обречен постоянно держать ухо востро, чтобы не вляпаться в ЧП, будь то море или порт, – такова профессия. Не оттого ли так чтимы у моряков нагрудные знаки за 5, 10, 15, 20, 25 и 30 лет безаварийной работы? Жуков безаварийно проходил 37 лет! Знака по такому поводу не нашлось. Тогда вручили ему сразу два – за 30 и за 5 лет, – чтобы в сумме хотя бы 35 вышло. Когда же не по своей воле попадал капитан Жуков в экстремальные ситуации, то держался в них молодцом: спас моряков греческого «Ириса» в шторм у Португалии и наших советских, попавших под ракетный обстрел израильтян в сирийском Тартусе…
Вот это и называется и чтится как профессионализм!

От внутренней свободы
Капитан Жуков - многоопытный судоводитель, не раз испытанный и самим морем, и тем, что творили на суше власти предержащие. Человек разносторонних интересов и познаний, неординарно мыслящий, открытый для честной дружбы, изысканный в манерах, порой щеголеватый в одежде, по-своему радушный и шебутной…

Однако скажем о нем как об исключительной личности еще в одном плане. Жукову была присуща та внутренняя свобода, которой во все времена не хватало русскому человеку и, к сожалению, в катастрофически нарастающей мере не хватает сегодня. Он никому не позволял унижать свое достоинство и никогда не унижал достоинства кого-либо, будь то коллега, младший по рангу или по возрасту либо совершенно незнакомый, неведомого происхождения и рода занятий человек. Сказались ли тут дворянские гены Юрия Дмитриевича, либо так его воспитало с детства петербургское окружение, но именно эту черту подмечали буквально все, кому довелось его знать. Ауру истинной интеллигентности ощущал любой буквально с первых минут общения с Юрием Дмитриевичем.

Не потому ли и окружение у капитана было особое - северный наш кудесник слова Степан Писахов, писатели Юрий Казаков, Владимир Беляев, Юрий Герман, Евгений Коковин, корифеи архангельской журналистики Калестин Коробицын и Зиновий Шадхан, народный артист СССР Сергей Плотников...

- Как у вас со временем? - всякий раз осведомлялся у меня Юрий Дмитриевич, прежде чем завести разговор. А я чувствовал - и сам вопрос, и то, в какой момент и как он был задан, свидетельствуют о том, что такт является природной чертой капитана.

Мое знакомство с капитаном Жуковым тесным не назвать. Встречались мы трижды в пароходстве, когда я оформлялся в арктические рейсы и заботы меня подгоняли, а еще пару раз в редакции «Правды Севера». Но и этих коротких встреч хватило, чтобы осталось о нем впечатление как о человеке широкой эрудиции, степенной внутренней культуры, умеющем слушать, добродушном рассказчике и юмористе.
Три года, как вышла в свет моя книга «Виза Архимеда» - сборник морских и корабельных историй с юмором и всерьез. Признаться, без моряцких баек от капитана Жукова она много бы потеряла. Оттого и не жалею, что отдал им целый раздел.

Он и сам однажды попробовал писать, что, собственно, и немудрено было при его-то писательском окружении. Попробовал и всерьез пристрастился. Затем его работы публиковались в газетах, журнале «Морской флот» и литературно-историческом альманахе «Север», а в редакции «Правды Севера», еще в шестидесятые, Жукову Ю.Д. вручили удостоверение Союза журналистов СССР.

Огни спасения
Во время войны Юрий Дмитриевич штурманил на «Рошале» - ходил на нем в арктических конвоях, за что, кстати, и награжден орденом Красной Звезды. Самый памятный эпизод войны, судя по его воспоминаниям, связан с гибелью тральщика Т-911 (ТЩ-65), который конвоировал «Рошаля» к Новой Земле. Было это летом 1943-го. Фашисты с подлодки целились торпедой в пароход, а попали в его конвоира. «Рошаль» тогда на всех парах бросился убегать в Белушью губу, а никто из моряков его не знал, что немцы перед своей атакой заминировали вход в нее. С берега им беспрестанно, настойчиво сигналил огнями пост наблюдения, а они, перепугавшись, не стали их читать, ворвались в бухту, да еще и вихляя противолодочным зигзагом. И уцелели! Выходит, дважды чудом пароход штурмана Жукова спасся: сначала от фашистской торпеды, потом от мин...

Минувшей осенью я побывал на новоземельском мысе Морозова. Это с него бойцы поста наблюдения отчаянно пытались предупредить «Рошаля». С войны там мало что могло остаться, но все же осталось: железо войны давно уж рассыпалось в прах, а бревенчатые срубы поста устояли!

На обветренных скалах мыса Морозова был у меня повод вспомнить Юрия Дмитриевича и в какой уж раз задуматься: если есть провидение Господне, так, может, и не случайно, что не погиб тогда «Рошаль» и его люди. А штурман Жуков, в частности, для того, чтобы затем прожить столь яркую жизнь.

Ушедшие в небытие
Одна мысль все же не дает мне покоя сегодня. Почему книгу об архангельском капитане Юрии Дмитриевиче Жукове на свои средства издали его питерские знакомые – Сергей и Марина Дашковские? Что помешало озаботиться ее изданием тем же чинам Северного морского пароходства? Отчего родословную знаменитого моряка, его судоводительскую карьеру, потомственную связь с океаном и семейную летопись дотошно изучили не потомки русских поморов, а питерские предприниматели Дашковские? Впрочем, справедливо вести речь не только о Юрии Дмитриевиче Жукове, а о целом поколении послевоенных советских капитанов Архангельска, а также их учеников-преемников, незаслуженно и незаметно ушедших в небытие. А ведь это они осваивали дудинскую трассу, средиземноморские и кубинские линии, «ледовые причалы», совершали походы в Антарктиду. Назову поименно малую часть их: Валерий Коковин, Ризван Ибрагимов, Валерий Сарапунин, Анатолий Гриб, Игорь Амдурский, Алексей Гуреев, Генрих Суханов, Евгений Зубов, Евгений Фартусов, Виктор Щербинин…

А возможно, и в самом деле правы, кто говорит, мол, с той поры, как в многоэтажке Северного пароходства поселился новорусский менеджмент, морская аура, дух и память Архангельска стали выветриваться.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий