Новости Северодвинска и Архангельской области

Мерная миля «Маршала Устинова»: 30 лет – 30 узлов

10.01.2017
Изменить размер шрифта
Служить «Маршалу Устинову» на две пятёрки. Фото Владимира КОВПАКА

В новый год «Звёздочка» вошла с новой вехой в своей истории.

Мерной милей называют специально оборудованный морской полигон, предназначенный для определения относительных скоростей корабля, мощности и расхода топлива на различных режимах работы его энергетической установки и прочих параметров. Ракетный крейсер Северного флота «Маршал Устинов» уже бывалый ходок по морям – ему тридцать лет. Однако не так давно он выдал на мерной миле скорость тридцать узлов. Для несведущих: если по-сухопутному, это 55,6 километра в час. До того как тридцатилетний корабль столь бодро пробежал, с ним работал коллектив центра судоремонта «Звёздочка». А заголовок этого материала, сам того не подозревая, подсказал генеральный директор центра Николай Яковлевич Калистратов. Он первым в нашем с ним разговоре заметил совпадение числа 30 в юбилейной дате и в показателе скорости хода. По большому счёту, это, конечно, случайность, но из тех, что радуют…

Александр Сергеевич Никитин – заместитель главного строителя ЦС «Звёздочка» по надводным кораблям. Он от рождения северодвинец. Пришёл на верфь 1 сентября 1982 года, что похвально и характерно, точно помнит не только эту этапную дату в своей рабочей биографии, но и номера заказов, на которых довелось работать, - 430, 315, 450 Аксон, 382, 398, 650 - это всё подводные лодки. «Маршал Устинов» - первый его надводный корабль. Первый, но зато какой – ракетный крейсер!

Северодвинская «Звёздочка» бралась за ремонт и модернизацию надводных кораблей (сторожевики, минные тральщики), но в самом начале своего пути. Из заказов уже этого века крупным стал ракетный эсминец «Бесстрашный». Однако эсминец, хотя и ракетный, рангом всё-таки ниже крейсера.

Александр Сергеевич сразу со мной согласился: «Маршал Устинов» - это значимая веха в истории «Звёздочки». И даже сравнил, разумеется в определённой степени, приход ракетного крейсера с приходом на «Звёздочку» атомного ледокола «Ленин» в 1967-м, который, став на капитальную модернизацию, для корабелов верфи тоже явился принципиально новым заказом.

«Атланты» созданы для моря
«Маршал Устинов» - советский и российский ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант», спроектирован в Северном ПКБ, построен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, входит в состав Северного флота. Назван в честь и память министра обороны Маршала Советского Союза Дмитрия Фёдоровича Устинова, во времена золотого века северодвинских верфей частого гостя города, и, к слову, в 1983-м прикрепившего к знамени Северодвинска орден Ленина.

Основные параметры корабля: водоизмещение - 11280 тонн, длина - 186,5 метра, ширина - 20,8 метра, наибольшая осадка - 7,6 метра. Мощность главной энергетической установки - порядка 113000 л.с. Крейсер прекрасно оснащён, несёт множество систем вооружения, но главное ударное – 16 крылатых ракет «Базальт». Дальность плавания - 7500 морских миль (13900 километров). Экипаж - от 476 до 510 человек.

Всего строили четыре таких корабля, но построили три, и «Маршал Устинов» стал вторым по счёту. Головным был крейсер «Москва» («Слава»), замкнул тройку «Варяг». Четвёртый – «Украина» в 1993 году, под шумок ельцинского развала, прихватило себе одноимённое государство, но до сих пор не может его ни достроить, ни… продать на сторону.

«Маршал Устинов» вошёл в состав российского флота 15 сентября 1986-го. Дальше – служба в составе Северного флота: средиземки и походы в Атлантике. В годы, когда «миротворец» Обама ещё не маячил на политическом горизонте, корабль с дружескими визитами дважды посещал США и один раз Канаду. Позже был у корабля плановый ремонт на Северной верфи Петербурга, а затем снова служба в океанах.

Солидный запас прочности
На северодвинскую «Звёздочку» крейсер прибыл в июне 2011 года. Обычно объём обновления кораблей определяют таким понятием, как «ремонт»: текущий, средний, капитальный… В отношении «Маршала Устинова» правильнее сказать: восстановление технической готовности с отдельными модернизационными работами. То есть явно выше понятия «текущий ремонт» и немного не дотягивает до понятия «средний». Модернизацию корабля Александр Никитин определил как «значительную, расширившую его боевые возможности». Речь, прежде всего, об его радиоэлектронном вооружении, которое обновили полностью! Одна лишь деталь: по изначальному проекту в корабельные трассы «Маршала Устинова» заложили порядка 1000 километров кабеля, из них сегодня обновлены 500 километров. Плюс новые системы, аппаратура, приборы…

Особый разговор о новой электронно-вычислительной системе ракетного комплекса. Здесь использована новейшая элементная база, она позволит увеличить так называемую наработку до первого отказа оборудования, приборов и аппаратуры в 10 (!) раз. Солидный запас прочности!

В целом восстановление технической готовности оказалось делом непростым. По объективной причине. Корабль пришёл на «Звёздочку», а разработчики проекта из Северного ПКБ предоставили заводчанам практически только чертежи - изначальный материал, в который корректура не вносилась тридцать лет. Поэтому в ходе модернизации северо-двинским специалистам пришлось, если не доработать, то переработать огромный объём документации. А ещё и организовать кооперацию с коллегами Дальнего Востока и Чёрного моря, которые накопили хотя и небольшой, но важный опыт по текущему ремонту однотипных «Варяга» и «Москвы».

Главную энергетическую установку, комплекс автоматики управления ею для «Маршала Устинова» поставил в своё время николаевский завод «Зоря-Машпроект». Но теперь, как знаем, верховные штурманы Украины круто переложили руль своей страны на West и мы для них уже не друзья. Что ж, проблему Россия решила сама, и в числе главных действующих лиц этого импортозамещения - корабелы «Звёздочки».

И долгих лет службы
Стандарт долголетия у кораблей сложное понятие (тем паче, разнится он у надводных кораблей и подлодок, а именно последними много лет и занималась «Звёздочка». - Прим. О.Х.). Если по американским меркам, то крейсера и линейные корабли должны служить от 30 до 40 лет. Правда, их линкоры класса Iowa этот срок перешагнули: начинали на Тихом океане в годы второй мировой войны, а последний раз артиллерия главного калибра такого корабля - Wisconsin (ВВ64) ударила в войне против Ирака (1991). Однако случай с кораблями класса Iowa всё-таки исключительный.

Так сколько теперь сможет прослужить Отечеству «Маршал Устинов»? С Николаем Яковлевичем Калистратовым и Александром Сергеевичем Никитиным мы этот условный срок обсуждали. Северный флот, направив корабль в Северодвинск, намеревался продлить срок его службы на три года. И корабелы «Звёздочки» теперь гарантируют: «Маршал Устинов» останется в боевых порядках до 2020 года. Хотя это не предел!

Корпус крейсера в порядке, энергетическая установка и механизмы тоже, уверил Александр Никитин. Другой вопрос его вооружение – насколько оно будет отвечать требованиям времени? Как известно, не только ракетная отрасль, но и акустика, радиоэлектроника нынче шагают стремительными шагами.

Служить на две пятёрки
Очень ценный опыт приобрели северодвинцы при модернизации «Маршала Устинова», и потому нет сомнений, что в случае необходимости они ещё прибавят крейсеру долгих лет воинской службы. Если же речь зайдёт о смене ударного ракетного комплекса корабля на более современный, то, пожалуй, возьмутся и за это.

Отдельные слова о братьях «Маршала Устинова» – крейсерах «Москва» и «Варяг». Они служат и в дальние походы ходят – в средиземку к Сирии и в Индийский океан. Но передохнуть, обрести новое оружие и доспехи им не помешает. Ожидать ли корабли в Северодвинске? Одно время центральные СМИ сообщали об этом как о деле решённом. Однако, право, не стоит забегать вперёд, пока не появится в оборонном бюджете России строка о модернизации черноморского и тихоокеанского крейсеров. 

В серый оттепельный день 24 декабря «Звёздочка» провожала «Маршала Устинова» к месту базирования. Провожала достойно и, подчеркну, без поднадоевшей уже парадно-чиновной помпы. Всё было по-флотски «на товсь»: буксиры и швартовые команды, строй офицеров на причале и человек сорок заводчан… И конечно, главным действующим персонажем наверняка ощущал себя ракетный крейсер-красавец! Ровно и приглушённо рычали его турбины, взмывала в зимнюю высь сизо-бурая дымка, мерно считали круги плоские сети корабельных локаторов, и своими побортно «взлетающими» ракетными шахтами «Маршал Устинов» внушал не страх и трепет, а уважение к своей силе и к океану, где ему предстоит служить.

К слову, о предстоящей службе. Генеральный директор ЦС «Звёздочка» Николай Яковлевич Калистратов, напутствуя корабль, удачно подметил: бортовой номер «Маршала Устинова» - 055, а значит, ходить экипажу модернизированного крейсера в отличниках, выполнять боевые задачи даже не на одну пятёрку, а на две!
Традиционный марш «Прощание славянки» с берега и ответная сирена ракетного крейсера уже с заводской акватории, объятой льдом, звучали столь же оптимистично.

Благодарственное письмо
Уважаемый Николай Яковлевич!
От имени военного совета Северного флота и себя лично хочу поблагодарить вас, а в вашем лице весь многотысячный коллектив центра судоремонта «Звёздочка» за возвращение в боевой состав Военно-морского флота ещё одной боевой единицы – ракетного крейсера «Маршал Устинов».
С получением после ремонта и модернизации обновлённого крейсера «Маршал Устинов» Северный флот значительно увеличивает свой боевой потенциал, который будет использован для решения важных государственных задач.
Прошу передать слова благодарности от моряков-североморцев корабелам центра судоремонта «Звёздочка» за проделанную работу.
С уважением, командующий Северным флотом вице-адмирал Н.А. Евменов


Олег ХИМАНЫЧ, морской историк

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий