Новости Северодвинска и Архангельской области

Контракты и контакты ЦС "Звёздочка"

02.12.2018
Изменить размер шрифта
Александр Ильинцев в музее у макета ДРК-3500

Практически каждый месяц со «Звёздочки» в разные концы страны и за рубеж отправляется продукция центра пропульсивных систем (ЦПС). Эта осень не стала исключением, а в некотором роде стала началом нового направления доставки изготовленных изделий заказчику.

Впервые по воде
Речь идёт о двух комплектах движительно-рулевых колонок мощностью 4,5 МВт, отправленных на прошлой неделе в Зеленодольск водным путём. Масса каждой колонки в сборе, включая винт с насадками для дополнительного упора, превышает 100 тонн. Чтобы доставить колонки до заводского пирса, их разобрали и погрузили на низкорамные тележки, а оттуда - на специально зафрахтованный транспорт.

В прошлом месяце в адрес того же Зеленодольского СЗ имени  А.М. Горького отправлены два подруливающих устройства мощностью по 2,0 МВт каждый. Всего на два судна предполагается установить восемь изделий нашего производства. На их шеф-монтаж по традиции отправятся специалисты ЦПС. В их числе старший менеджер-руководитель проекта Александр Беляков и молодой специалист Роман Иевлев. Будут участвовать также представители конструкторско-технологического отдела, которым сейчас руководит Олег Пикулик. А начинал этот проект Сергей Серветник, ныне возглавляющий производство ЦПС (СВОП). 

Так сложилось, что в последнее время именно в Зеленодольск отправляется довольно много сложной инжиниринговой продукции центра пропульсивных систем, идущей как на военные, например малые ракетные корабли, так и на гражданские суда. 

Лидер о лидере, или Ледокольная тема
ПАО «Выборгский судостроительный завод» часто называют центром ледоколостроения. В его активе строительство многих судов ледового класса, в том числе трёх ледоколов проекта 21900М, двух - проекта Aker Arctic Arc 130А и один по проекту Arc124. И практически в каждом есть частица труда специалистов нашего ЦПС. 

Так, в ноябре 2016 года спущен на воду ледокол «Александр Санников» мощностью 22 МВт, построенный по заказу ООО «Газпромнефть Новый порт». На судне установлены две азимутальные колонки в корме и одна в носу, что увеличивает его ледопроходимость. Для этого ледокола ЦПС изготовил комплект гребных винтов для колонок и подруливающее устройство мощностью 1,8 МВт, а его специалисты участвовали в ходовых испытаниях. Испытания прошли успешно, по их завершении продукция северодвинских корабелов получила очень высокую оценку капитана судна и генерального директора Выборгского СЗ. На одном из представительных совещаний он назвал «Звёздочку» лидером импортозамещения судового машиностроения и выразил личную благодарность руководителю центра пропульсивных систем Александру Ильинцеву. Второй ледокол, «Андрей Вильницкий», несколько дней назад также вышел на ходовые испытания. Недавно стало известно, что в Выборге предполагается строительство ледокола мощностью 45 МВт, и велика вероятность, что ЦПС «Звёздочки» будет изготавливать для него винты диаметром порядка шести метров, а может быть, и всю валолинию. Было бы здорово! Есть у нашего ЦПС и другие не менее интересные во всех значениях этого слова проекты, часть из них уже реализована, другая - в работе, а некоторые ещё только предстоит выполнить.

От идеи до воплощения
Ледоколом будущего назвали новый атомоход проекта 10510 «Лидер», задумывавшийся как самый мощный в мире атомный ледокол – его мощность составит 120 МВт. Планируется построить три таких судна.
Проект судна разработан ЦКБ «Айсберг», а конструкторско-технологическому отделу ЦПС было доверено выполнить техпроект валолинии. С задачей наши специалисты справились успешно, так что впереди изготовление валопроводов для реальных ледоколов. Строительство их предполагается выполнять на судостроительном комплексе «Звезда». Контракт на первый ледокол планируют подписать до конца 2019 года. Закладка этого судна запланирована не позднее февраля 2020 года (второго и третьего – 2023 год), а завершить строительство планируется в 2027 году. «Лидер», как ожидается, станет единственным в мире ледоколом, который сможет круглый год проводить суда по Северному морскому пути, проходить через льды толщиной до 4,3 метра и прокладывать путь шириной до 50 метров. Так что специалистам ЦПС предстоит осилить огромный пласт работы, первым «слоем» которого станет разработка документации, а затем и изготовление гребных винтов диаметром около семи метров и весом более 100 тонн каждый.

Чтобы быть конкурентоспособным, необходимо постоянно расширять линейку выпускаемой продукции, осваивать новые проекты. Для планируемой к постройке серии из девяти судов вспомогательного флота проекта КБ «Вымпел» ЦПС предлагает проектанту движительно-рулевые колонки максимальной мощностью 9,0 МВт. Так что в ближайшее время возможен заказ на  изготовление 18 изделий,  масса в сборе каждого из которых около 230 тонн. Выполненная в рамках федеральной целевой программы «Развитие морской гражданской техники до 2020 года», опытно-конструкторская работа по созданию движительно-рулевой колонки ДРК-9000 послужит отправной точкой для этой работы. 

Работа на выезде
В мировой практике судостроения (и не только) принято, что после ввода в строй компания-изготовитель в течение гарантийного периода осуществляет техническое обслуживание. Всё большую популярность получает предоставление сервисных услуг. Специалисты ЦПС регулярно выезжают на верфи, где строятся или проходят ремонт суда, на которых установлено изготовленное ими оборудование, участвуют в испытаниях, шеф-монтажных и иных работах.

Так, Илья Сорокин участвовал в ходовых испытаниях морского танкера «Академик Пашин», построенного на Невском судостроительно-судоремонтном заводе. Максим Лащиновский вместе с контрагентами в Мурманске успешно провёл технический осмотр подруливающего устройства на ледоколе «Илья Муромец». Олег Ширшов в составе сдаточной команды провёл испытания очередных водомётных движителей. А Марина Швитрайте месяц была на Дальнем Востоке на испытаниях танкера «Иван Сидоренко». На днях Виктор Обрезков возвратился из г. Ландскруна (Швеция), на судоверфи которого находилось судно ледового класса «Надежда», принадлежащее ГМК «Норильский никель». В ходе пребывания на судоверфи российским специалистом выполнен весь комплекс регламентных работ, а также техническое сопровождение ремонтных работ деталей и узлов гребного винта. Его выполняли местные рабочие. 

Международные связи
На протяжении длительного времени ЦПС является партнёром финской компании ABB Oy Marine, поставляющей на верфи всего мира свои движительно-рулевые колонки типа AZIPOD. Представители этой компании периодически бывают в ЦПС с целью инспектирования работ в объёме заключённых контрактов. Вот и в конце октября прошла такая проверка, принимавшая очередную партию лопастей гребных винтов для 12-го и 13-го газовозов сжиженного природного газа проекта Yamal. Очередная инспекция пройдёт в конце ноября. Завершение проекта, когда будут отправлены лопасти на пятнадцатый газовоз, намечено на февраль будущего года. 

Людмила ШУРЫНДИНА
Газета "Вечерний Северодвинск", 48-2018
Фото

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий