Новости Северодвинска и Архангельской области

Из глубины моря и времени

26.07.2014
Изменить размер шрифта
Пароходы класса Liberty сотнями строились на американских верфях во время Второй мировой войны, чтобы решить проблемы транспортного снабжения через океан. Фото worldshipbuilding.com

Спасатели Северного флота извлекли американский танк Sherman времен Второй мировой войны.

У острова Кильдин, что на входе в Кольский залив Баренцева моря, в прошлом веке затонуло немало кораблей – торговых, рыбацких, военных. Район этот издавна считается сложным в навигационном отношении и неблагоприятным для плавания. А в годы войны здесь зачастую поджидали своих жертв немецкие подводники. Союзные транспорты с грузами ленд-лиза при входе в залив перестраивали свой походный ордер, втягивались в кильватерную колонну и, предчувствуя конец опасного плавания, случалось, теряли бдительность…

Американский Thomas Donaldson - большегрузный пароход из знаменитой серии Liberty - входил в состав конвоя JW-65 и вез в Мурманск амуницию, продовольствие и технику. У Кильдина его подстерегла оперативная группа немецких подлодок Hagen. После того как вражеская торпеда разорвала союзному транспорту борт, он лег на дно. Случилась трагедия 20 марта 1945 года.

Почти семьдесят лет судно пролежало на глубине. Место его затопления, конечно, знали, но поднимать пароход в первые годы после Победы не было технической возможности, а потом сложилось так, что постоянно находились дела поважнее, и в итоге об американском пароходе на время вроде как забыли. А вспомнили в очередной раз уже в 90-х прошлого века, когда в нашу отечественную морскую историю снова стали входить понятия «ленд-лиз» и «трансатлантические союзные конвои».

Корпус парохода к этому времени нещадно источило и разрушило море, он не представлял уже ценности даже для Вторчермета. Однако, вне сомнений, ценным с точки зрения истории все это долгое время оставался груз, кстати, намного лучше сохранившийся в трюмах, чем сам корпус Thomas Donaldson. Этому во многом способствовало то, что образцы вооружения и механизмов поставлялись в Советский Союз в обильной заводской смазке. Она-то и замедлила процесс коррозии.

В 2005 году водолазы смогли основательно изучить местоположение и состояние американского парохода, а этим летом специалисты управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота в ходе проведения специального учения своих подразделений решились на уникальную операцию по подъему содержимого одного из трюмов. Эти работы велись по инициативе активистов известной российской ассоциации «Полярный конвой».

Подобные действия предпринимались впервые в истории выполнения подводно-технических работ. Спасатели использовали не только плавучий кран ПК-7500 грузоподъемностью 150 тонн, но и телеуправляемые подводные комплексы «Пантера плюс» и «Тайгер».

В конце прошлой недели им удалось извлечь с глубины 60 метров на поверхность 30-тонный танк типа Sherman. В скором времени боевая машина Второй мировой войны должна быть до-ставлена на берег.

Отметим, что Sherman далеко не единственный «объект ленд-лиза», который водолазы сумели поднять из чрева союзных транспортов, затонувших во время войны. Таких пароходов в Кольском заливе и на подходах к нему насчитывалось не менее десятка. Из их трюмов в голодное послевоенное время старались извлекать в первую очередь продукты питания, позже поднятые корпуса кораблей шли на разделку Вторчермету. Но все же случай с пароходом Thomas Donaldson, пролежавшим на дне 70 лет, в этом ряду уникальный.

Александр ПУТНИКОВ


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий