Новости Северодвинска и Архангельской области

Для «Красной кузницы» зажегся свет зеленый

20.07.2014
Изменить размер шрифта
На акватории «Красной кузницы» приметно прибавилось кораблей и плавсредств, доковое хозяйство тоже не простаивает. Фото Олега Химаныча

Благодаря ягринским корабелам оживает старейшая русская верфь.

Старейшая верфь – судоремонтный завод «Красная кузница»  -расположена в Соломбале, а ягринскими корабелами мы называем тружеников северодвинской «Звездочки». Однако связь самая прямая, ведь «Красная кузница» является филиалом «Звездочки», что многим, к слову, и сегодня неизвестно. Произошло же объединение в рабочем порядке и в тяжелые для архангельского коллектива времена. Вкратце восстановим те события…

Мы жили по соседству…
По ближайшему соседству с «Красной кузницей» располагался завод №176. С 1954 года он входил в состав главного управления судоремонтных заводов ВМФ. Подобные заводы Минобороны, стоит напомнить, к началу нового столетия едва выживали в новых экономических реалиях. В 2007 году «Звездочка» присоединила к себе СРЗ-176 в качестве филиала. Сделано это было во исполнение президентского указа. Вскоре появились признаки того, как стало возрождаться едва не погибшее производство: коллектив возобновил ремонты и сервисное обслуживание кораблей и судов Северного флота и с момента присоединения к «Звездочке» объем производства вырос в четыре раза!

В то же время по соседству продолжала бедствовать «Красная кузница». Крупнейшее судоремонтное предприятие Архангельска в силу многих причин тоже оказалось без работы. Термин «банкротство» для его корабелов впервые прозвучал в конце 90-х. С той поры коллектив пытался бороться за свое сохранение, но борьбу эту проиграл – старейшая государственная верфь России, чья история проистекает с 1693 года, фактически была разорена.

И снова пришлось вмешаться северодвинцам. Они, что называется, спасали и этот архангельский завод, увлекаемый в пучину российского рынка. Совет кредиторов «Красной кузницы» решил продать имущество своего предприятия центру судоремонта «Звездочка» в начале 2011 года. Так под эгидой северодвинцев произошли и объединение сразу двух архангельских судоремонт-ных заводов, и смена их статуса. Но под какой «вывеской»? Год назад, чтобы сохранить традиционное, широко известное название архангельской верфи, основанной Петром I, было решено именовать новое производственное объединение так: СРЗ «Красная кузница» ОАО «ЦС «Звездочка». Возглавил его работу Николай Николаевич Васьков, северодвинец, еще точнее – выходец из ягринского коллектива. Прямо скажем, «наследство» в Архангельске ему досталось незавидное.

Старые стены – новая жизнь
Сколь успешно или напротив складываются дела на верфи, всегда можно определить по ее акватории - по тому, насколько просторно или тесно в ней кораблям. Мы часто приезжали на «Красную кузницу» в тяжелые для нее годы и видели, как постепенно пустеют ее доки, причальные стенки и цехи. Уходили не только люди. Завод в самом прямом смысле растаскивали по частям – неизвестно куда исчезала производственная база. О структуре предприятия вообще сложно было говорить – ее представляли более полусотни (!) частных структур, среди которых иные вообще не имели никакого отношения к судоремонту. На верфи, которая более трех веков имела дело с кораблями, на тот час прописался даже… собачий питомник. Когда мы разговаривали с людьми, а чаще ими оказывались ветераны прежнего производства, чувствовали - нет у них веры. А если нет веры, так о каких трудовых достижениях речь?!

В минувшем июне мы побывали на СРЗ-176 и на «Красной кузнице». Если судить по внешним признакам, не сказать, что картина разительно изменилась. Точнее было бы назвать изменения приметными: у причалов заводского ковша ошвартовалось больше кораблей и вспомогательных плав-средств, прибавилось и в доковом хозяйстве, которое, кстати, не простаивает. Но это, повторюсь, с внешней стороны. Главные доказательства оживления верфи ждали нас под крышей одного из основных эллингов. Здесь уже не было прежнего оборудования, оснастки и станков, как не было и привычного шума их работы. Однако на основательно освобожденном пространстве высились новые стены-выгородки, за которыми почти бесшумно специалисты из-за рубежа налаживали станок SNK. Полное наименование: многофункциональный портальный станок с ЧПУ для обработки крупных сварных и литых судовых конструкций.  Масса – 280 тонн, вес заготовки, которую станок может вращать, - до 70 тонн. Еще он способен 16 часов вести фрезеровку и 10 часов расточку, автоматически менять инструменты. В помощь оператору SNK придана видеокамера… С гребными винтами архангельские судоремонтники и раньше имели дело, но теперь оно приобретет принципиальную новизну и масштаб: винты пойдут диаметром до 9 метров – мощные движители для ледоколов, арктических танкеров, газовозов и транспортов.

Завтрашние заботы
Станок SNK, какого еще не было в Архангельске, не единственное новшество в оснащении СРЗ-176 и «Красной кузницы», но он может служить символом больших перемен на старейшей русской верфи. А таковые непременно будут потому, что не на бумаге написана, а уже дает конкретные плоды программа глобального переоснащения северодвинского филиала. В ней выделено сразу несколько направлений, и они тоже впечатляют. Вкратце…

Во-первых, продолжится оснащение предприятия новейшим оборудованием. Между прочим, по соседству с участком SNK уже ведутся работы по обустройству лазерной линии ЦТСС. Второе: не только подвергнутся реконструкции старые цехи и участки, но и будут построены новые. Главная цель – наряду с судоремонтом гражданского флота выполнять работы по государственному оборонному заказу, а в перспективе взяться и за производство техники для освоения арктического шельфа. Третье: обзавестись морским испытательным комплексом. На нем можно будет опробовать винторулевые колонки, крыльчатые и водометные движители, гребные и газотурбогенераторные устройства. Четвертое, назовем его так - газовое направление: планируется не только газификация завода и микрорайона Соломбалы в целом, но и снабжение сжиженным газом отдельных районов Арктики. Для этого на верфи будет построен свой завод СПГ! Пятое: взяться за строительство корпусов танкеров, барж, рыболовецких сейнеров. Шестое: в сотрудничестве с САФУ создать студенческое конструкторско-технологическое бюро. Седьмое: строить собственное жилье в Соломбале…

Право же, об этих проектах северодвинского филиала не стоит сообщать скороговоркой. Поэтому мы и условились с Николаем Николаевичем Васьковым, что «Корабельная сторона» расскажет о них подробнее. Так что данная публикация лишь вступление к повествованию о сегодняшнем и завтрашнем дне «Красной кузницы» под эгидой северодвинской «Звездочки».

Еще нота оптимизма
Когда материал готовился к печати, пришла еще одна новость, вне сомнения, она добавит оптимизма не только архангельским корабелам, но и всем, кому небезразлична судьба и старейшей в России государственной верфи, и всего судостроения России. В 2018 году архангельский филиал «Звездочки» получит новый плавучий док грузоподъемностью 15500 тонн. Его длина (по стапель-палубе) - 134 метра. Нагляднее это прозвучит, если представить, что на подошве дока одновременно смогут проходить ремонт два судна или корабля, соразмерных, например, МПК «Онега» или МПК «Нарьян-Мар», приписанным к Беломорской военно-морской базе.

Проектирование дока должно быть закончено в 2015 году Начальная стоимость контракта на его поставку составляет 4,85 млрд рублей. В целом же в рамках федеральной программы в модернизацию «Красной кузницы» за пять лет (с 2014 по 2019 год) планируется вложить более 10 млрд рублей.

Олег ХИМАНЫЧ


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий