Новости Северодвинска и Архангельской области

Большие корабли для высоких гостей

08.06.2019
Изменить размер шрифта
Министр обороны СССР Николай Булганин в гостях у североморцев крейсера «Александр Невский». 1954 год. Фото из архива Олега Химаныча 

Как правило, ими были либо флагманы флота, либо самые совершенные.

В номере «Вечернего Северодвинска» за 15 мая мы опубликовали исторический очерк «Агент 007» против «Орджоникидзе». Речь в нём о знаменитом визите высокой правительственной делегации СССР в Англию на борту балтийского крейсера «Орджоникидзе», а также о загадочном ЧП, которое произошло во время стоянки корабля в Портсмуте…

Признаться, несколько неожиданно для меня публикация о тех событиях весны 1956 года вызвала интерес у читателей (сужу по телефонным звонкам после опубликования материала). Были среди моих собеседников и бывшие моряки, кому в годы службы на флоте довелось принимать у себя высоких гостей. Собственно, так и родилась тема уже сегодняшней публикации об исторических личностях, посещавших экипажи боевых кораблей. Как правило, таких моряки, по обыкновению, вели на свои лучшие корабли, как правило крупные, флагманские. И здесь не стал исключением ни Северный флот, ни наш город. Это сейчас руководители высокого ранга обычно прибывают к нам авиацией - сначала самолётом в Талаги и уже оттуда вертолётом следуют в Северодвинск. А ведь было и по-другому. И коль скоро речь прежде всего о Краснознамённом Северном, то начнём мы, пожалуй, с его главной военной гавани в пятидесятых…

Год 1954. Николай Булганин
Напомню, Николай Булганин на тот час являлся министром обороны СССР. Весной 1954 года он посетил Северный флот. Тогда же и был сделан снимок, который мы представляем вашему вниманию. Он оказался в моём собрании благодаря знатоку российской старины и коллекционеру Александру Шанину. В самом низу снимка мелкими буковками пометка: «Фото И. Никишова». Что любопытно, присутствуют на снимке, по меньшей мере, три известных наших военачальника: в центре – упомянутый министр обороны СССР маршал Николай Булганин, по правую руку от него - главком ВМФ Союза Николай Кузнецов, по левую - командующий Северным флотом Андрей Чабаненко.

Определить, на каком именно из кораблей некто И. Никишов сделал этот исторический снимок, удалось не сразу. Сначала пришлось обратиться к архивам, а также к непосредственным свидетелям событий, которые, по большой удаче, нашлись и в Северодвинске, и в Архангельске. Уже у них, к слову, нашлись и многие другие фотографии того же дня, 11 мая 1954 года, в Североморске. По документам же удалось установить, что на день визита Николая Булганина в составе Северного флота состояли артиллерийские крейсера «Железняков», «Чапаев» (оба проекта 68) и «Александр Невский» (проект 68-бис), которые ранее все служили на Балтике. А самый новый из них - «Александр Невский» появился на рейде в феврале, то есть всего за два с половиной месяца до приезда Булганина. К тому же с 11 по 13 мая 1954 года, как указано в официальной хронике, крейсер «Александр Невский» под флагом министра обороны (!) в сопровождении крейсера «Железняков» и ещё одиннадцати эсминцев совершил переход из Североморска до Йоканьги и обратно. Таким образом, с большой долей вероятности именно на «Александре Невском» и была сделана фотография.

Правда, некоторые утверждают, что кораблём, который посещал министр обороны в тот день, мог быть ещё и крейсер «Мурманск», но по документам лёгкий крейсер «Мурманск» постройки завода №402 впервые прибыл в Североморск из нашего города 29 октября 1955 года, то есть более чем на 18 месяцев позже визита Николая Булганина на Северный флот.

Год 1962. Никита Хрущёв
Первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущёв прибыл в наш город на НОВЕЙШЕМ ракетном крейсере «Грозный» (проект 58). И было это в июле 1962 года. Немногие сегодня знают, что перед этим тогдашний руководитель нашей страны сначала посетил Мурманск, а затем, уже по пути к нам, завернул в Гремиху. И это было вовсе не случайно, а предусмотрено программой его визита на Север. Дело в том, что незадолго до появления «Грозного» в Гремихе туда же вернулась атомная подводная лодка К-3 (будущий «Ленинский комсомол») после своего первопроходческого похода подо льдами Арктики в район Северного полюса. Здесь Никита Сергеевич и сопровождавший его министр обороны Родион Яковлевич Малиновский приветствовали экипаж подлодки, вручили морякам награды и уже после всех церемоний направились в Белое море и в наш город.

Немного о самом крейсере, – право, он стоит того. «Грозный» открыл серию ракетных крейсеров 58-го проекта с противокорабельным оружием и даже был здесь головным. Но вот что любопытно: на стадии проектирования и даже немного позже такие корабли относили чуть ли не к разряду эсминцев. И только в июле 1962 года (!), то есть когда корабль совершал поход в Белом море и произвёл успешный пуск своих ракет, в учебном полигоне «на глазах у Н.С. Хрущёва» потопил судно-цель (бывший лидер эсминцев «Ленинград»), судьбу его окончательно решили – «Грозный» принялись классифицировать как крейсер с реактивным вооружением. Добавим: сначала хотели построить шестнадцать крейсеров проекта 58, но затем передумали и построили только четыре - по одному на каждый из советских флотов. 

В Северодвинске, как рассказывают, «Грозный» причалил к построечной набережной близ цеха №9 завода №402 (нынешний Севмаш). Фотографии данного крейсера, прибывшего в наш город, в моём собрании нет. Есть репортажные снимки, как Никиту Сергеевича встречают на причале, как ведут к цехам, как шагает он по цеху №50 вместе с директором предприятия Евгением Егоровым, как едут они по улицам города в открытом правительственном ЗИСе, наконец, как Хрущёв поднимается по трапу обратно на корабль, а вот самого крейсера нет. Разве что на дальнем плане снимка, на котором заводская девушка-комсомолка вручает Никите Сергеевичу букет цветов, в верхнем левом углу, можно различить часть надстройки «Грозного».

Отличник «Мурманск»
Однако чаще других в истории Северного флота советского периода на свою палубу принимал высоких гостей уже упоминавшийся лёгкий артиллерийский крейсер «Мурманск». О нём история особая уже потому, что построили его северодвинцы...

Таких крупных надводных кораблей, как крейсера проекта 68-бис, на заводе №402 никогда не строили. Своей мощью и горделивой статью они впечатляли и моряков, и самих корабелов. Сегодня, когда глядишь на фото крейсеров проекта 68-бис, не столько вспоминается детство, сколько уже с позиции взрослого человека размышляешь о времени, когда они строились. Оно не было лёгким, ведь после окончания войны прошли считанные годы. Но на всех верфях страны тогда кипела работа - новые корабли строили с энтузиазмом, впрочем, как и всё, что в ту пору создавалось коллективным трудом. В этом оптимистичном настрое людей присутствовала большая надежда, что впереди теперь иная жизнь, что к мрачному периоду сталинизма страна уже никогда не вернётся, что отныне всё будет справедливо, по совести и потому детям и внукам в жизни выпадет счастливый жребий. Иными словами, была вера, какой, пожалуй, нет сегодня. 

Два корабля проекта 68-бис - «Молотовск» и «Мурманск», которые сдал флоту завод №402, могут составить предмет гордости любой верфи. Именно они долгое время являлись лучшими в советском кораблестроении: радовали специалистов своей высокой скоростью и манёвренностью, превосходно держались на курсе даже в крепкий шторм, несли современную артиллерию и минно-торпедное вооружение. Незаурядные тактико-технические качества и красивый облик крейсеров предопределили и то, что в своё время именно им поручалось представлять нашу страну во время официальных визитов советского флота в зарубежные порты… 

«Мурманск» северодвинцы сдали флоту осенью 1955-го. Корабль прослужил на Северном флоте четыре десятка лет, был его флагманом, участвовал в «средиземках» в моменты международных конфликтов и вошёл в историю советских Вооружённых сил как лучший крейсер - не было таких высших почётных наград и призов в списках Министерства обороны, которыми не владел бы его экипаж! 

Год 1967. Леонид Брежнев, Алексей Косыгин
В тот день Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев и председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин приехали на Севмашпредприятие, где готовилась к сдаче флоту первая атомная подводная лодка К-137 – первый наш подводный ракетоносец второго поколения. Снимков в тот день было сделано немало, как представителями иногородних СМИ, Северного флота и Беломорской ВМБ, так и заводским фотографом Ю.И. Лавровым. Юрием Ивановичем главы нашей страны запечатлены и на территории предприятия, и на береговом дебаркадере, но мало кто знает, что поднялись они и на палубу крейсера «Мурманск», который специально прибыл в наш город. Вообще, любопытно: о том визите Брежнева и Косыгина в Северодвинск вроде бы и написано немало, и фотоснимков сделано предостаточно, в основном на территории Севмаша, а про посещение «Мурманска» практически ничего неизвестно.

Между тем снимки с крейсера сохранились в домашнем архиве контр-адмирала в отставке Евгения Александровича Скворцова, который тогда командовал «Мурманском». Он поделился ими со мной, когда шла работа над фотоальбомом «Город мой молодой», посвящённым 70-летию нашего Северодвинска. К слову, и сегодня это самое объёмное собрание фотографий по истории нашего города из вышедших в свет изданий… 

Сопровождал первых лиц нашего государства в той поездке тогдашний командующий Северным флотом Семён Семёнович Лобов –  на снимке он крайний слева. «Мурманск» командира Евгения Скворцова, думается, для посещения выбрали не случайно – он тогда считался лучшим кораблём Военно-морского флота СССР, хотя и не был флагманом североморцев, потому что в чисто военном отношении - по огневой мощи, скорости и средствам защиты - он, конечно, уступал новым ракетным крейсерам. Однако порядок на «Мурманске» был заведён и поддерживался такой, что не оценить его по достоинству было просто невозможно. 

Между прочим, в серии снимков Евгения Александровича Скворцова были и те, что сделаны на причале Беломорской военно-морской базы в тот день 1967 года. Запечатлены, например, посадка первых лиц государства на корабль, торжественное вручение памятных подарков лучшим морякам-беломорцам. Последнюю церемонию Брежнев, Косыгин и маршал Андрей Антонович Гречко (тогда он был министром обороны) провели прямо на причале. 

Генсек на «Акуле»
30 сентября 1987 года начался трехдневный рабочий визит Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва в Мурманскую область. С Раисой Максимовной, разумеется. Цель визита -  вручение городу Мурманску ордена Ленина и медали «Золотая звезда». За три дня, кроме областного центра, Михаил Сергеевич посетил Мончегорск и базу Северного флота – Североморск, где ему, конечно же, представили гордость моряков – тяжёлый стратегический подводный ракетоносец 941-го проекта, одну из лодок семейства «Акула» (по классификации НАТО – Typhoon). Расстаравшиеся моряки намеревались удивить Михаила Сергеевича масштабами и мощью этого самого большого в мире подводного корабля, построенного у нас на Севмашпредприятии. Однако, скорее всего, ожидаемого эффекта они не добились. Михаил Сергеевич с окружающими его высокими официальными лицами лишь потоптался на верхней палубе подлодки и в отсеки корабля спускаться не стал (трудно представить, как бы делала это его Раиса Максимовна).

Какие мысли бродили в голове у тогдашнего руководителя СССР в те минуты, неизвестно до сих пор. Однако совершенно точно - никто из всех остальных, запечатлённых фотографом на верхней палубе «Акулы» в тот осенний день, даже представить себе не мог, какой трагедией обернётся для нашей страны и её Военно-морского флота затеянная Михаилом Сергеевичем «перестройка». 

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Газета "Вечерний Северодвинск", 23-2019
Фото

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий