Новости Северодвинска и Архангельской области

Тенор с «шашечками»

25.03.2017
Изменить размер шрифта
Варужан Саканян. Фото Владимира Ларионова ©.

Кто бы мог подумать, что в такси я познакомлюсь с человеком, который в конце марта может поднять бокал вина не только в Международный день таксиста, но и в День работника культуры и во Всемирный день театра! Слово за слово, разговорились с водителем, и выяснилось, что за рулём — самый настоящий оперный певец. Варужан Саканян раньше работал в Ереванском театре оперы и балета. Понятно, что не пристать с вопросами к такому человеку я просто не могла.

- Как же оперный певец из Армении оказался в Северодвинске?

- Случайно. Раньше об этом городе даже и не слышал, про Архангельск знал, что на Севере, а когда услышал про Северодвинск, решил, что это где-то на Дальнем Востоке. В начале 2000-х на зарплату оперного певца семью было не прокормить, а у меня уже двое детей было, так что пришлось выбирать между любимым делом и заработком. Сначала в Ереване пошёл на мукомольное производство, а потом поехал в Москву к родственникам, занялся коммерцией. По делам коммерции и приехал сюда, на какое-то время пришлось задержаться, а потом решил остаться совсем. 

- Наверное, трудно было расстаться с театром...

- Конечно, это был для меня стресс, весь мир перевернулся. Я 17 лет в театре проработал. Я ведь Ереванскую консерваторию окончил по классу вокала, а до этого ещё музыкальное училище. 

- Значит, и музыкальную школу тоже?

- Нет. Нас в семье пятеро детей было, возможности ходить в музыкальную школу не было. Я аккордеонист-самоучка - в 13 лет попросил отца купить аккордеон и научился, а пели у меня и отец, и мама. Слова некоторых арий, которые исполнял в театре, забылись, а вот песни, которые в детстве пела мама, до сих пор отлично помню. И когда в армии служил в отдельном разведывательном батальоне, тоже пел. Мне и первый отпуск-то дали за то, что наша рота на строевом смотре лучше всех выступила, а выступление это я готовил. 

- А в оперном театре что пели?

- Исполняли всё: и всем известные итальянские оперы, и русские, и армянские - «Аида», «Кармен», «Ануш»... С «Пиковой дамой» памятная история была. Я тогда бороду отращивал для съёмок в фильме по армянской опере «Алмаст», а в театре в «Пиковой даме» надо было без бороды выступать. Очень режиссёр тогда ругался, но ничего, гримировали и куда-нибудь подальше ставили.

- То есть и в кино снимались... 

- В 80-х в двух фильмах снялся, это были экранизации опер. 

- И на гастроли ездили?

- Было и такое. С театром в первый раз ездили в 1989 году в Лос-Анджелес. Там много армян живет, мы по их приглашению выступали. А наш католикос церковный хор Эчмиадзинского собора, где я пел, отправил во Францию, там мы почти всю страну с выступлениями объездили.

- Так вы еще и в церковном хоре петь успевали?

- Да, в то время я ещё и в хоре армянского радио и телевидения пел.

- Как же вы здесь без вокала?

- Сначала хотел заняться преподаванием, ходил в третью музыкальную школу, предлагал класс открыть, чтобы ребят оперному пению обучать. Я ведь солист ансамбля и хора, педагог с дипломом консерватории. Но в музыкальной школе не заинтересовались моим предложением. Я потом сходил в ДК «Строитель». Там директор меня поддержал, готов был класс предоставить. Я очень благодарен ему, он обещал любую помощь, если я что-то хочу для детей сделать. Но не получилось у меня учеников набрать - то ли в Северодвинске желающих обучаться оперному вокалу нет, то ли рекламщик из меня никудышный оказался.

- После этого пошли в такси?

- Нет, я сначала плотничал. У меня отец плотник, так что запах дерева для меня с детства родной, всё умею, всё могу. Строил, ремонтировал дачи, есть такие дома, как музеи. Порой с заказчиками спорил, они одно хотят, а я же вижу, что так плохо будет. Было и такое, что говорил: так не буду делать, ищи другого мастера. Ничего, ни с кем не разругался, все, кого встречаю, здороваются, со всеми общаемся. Ну а потом со здоровьем были сложности, пришлось пойти в таксисты. Поначалу считал, что это недостойная работа, а сейчас доволен, очень нравится.

- Чем?

- Интересно, людей стал понимать гораздо лучше. Каждый день ведь встречаешься с разными людьми. Я с любым могу общий язык найти. Могу словом на место поставить самого буйного клиента. Психологи, которые со мной ездили, за своего принимают. А вообще, люди здесь очень добрые. Мне даже кажется, что моя любимая Родина - Советский Союз ещё существует, здесь, в Северодвинске. 

В других городах такого нет. В Москве кажется, что каждый только и думает, как другого вокруг пальца обвести, а здесь такого нет. 

- Но, наверное, и здесь неприятные клиенты и ситуации бывали, расскажете?

- Да зачем? Ведь если человек оказался в какой-то неприятной ситуации, это не значит, что он плохой. Это значит, что просто в этот день с ним что-то произошло. 

- Да я ведь не прошу вас фамилии называть...

- Даже если без фамилии напишете, человек прочитает вашу газету, себя узнает, ему неприятно будет.

- Ладно, тогда о хорошем расскажите.

- Нравится мне, когда молодые люди сначала своим девушкам двери машины открывают, а только потом сами садятся. Сразу видно, когда человек правильно воспитан. А недавно была клиентка — бабушка, которая внучку в садик везла. Уже в машине заметила, что кошелёк забыла, вся расстроилась. Я успокоил: не переживайте, так довезу, а она номер телефона попросила, чтобы потом позвонить, деньги отдать. Так в течение дня раз пять звонила - когда приедете? А у меня всё заказы, некогда. Когда вечером приехал, она деньги отдала, и видно, что только тогда с облегчением вздохнула. 

- А почему всё же в Россию когда-то решились уехать из Армении, ведь уже и не Советский Союз был?

- Я родился в Советском Союзе, для меня Россия и раньше, и сейчас — это своё, родное. 

- А многие ли в Армении до сих пор считают так же?

- Думаю, что многие.

- В Армению часто ездите?

- Два раза в год обязательно. У меня там дети, внуки. Сын, кстати, тоже Ереванскую консерваторию окончил, поёт.

- Варужан, а здесь всё же можно где-то услышать, как вы поёте? 

- Сейчас только для друзей пою.

- А в такси какую музыку слушаете?

- Современную музыку я не люблю, так что и радио в машине нет. Только классику включаю. А вообще, с людьми общаюсь, мне нравится, когда пассажиры из такси выходят в хорошем настроении, улыбаются.

* * *
У меня настроение после встречи с Варужаном целый день было отличное. Кстати, когда Варужан приехал в редакцию для разговора, он для меня спел. Ну как для меня? Пел в Каминном зале, но слышала вся редакция. Варужан, понравилось всем, спасибо! Со всеми вашими праздниками вас и - удачи на дорогах!

Оксана КОЗИЦЫНА
© Газета "Вечерний Северодвинск", 12-2017

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий