Новости Северодвинска и Архангельской области

Хранитель прошедшего времени

09.12.2012
Изменить размер шрифта
Елена Луцковская: «Хорошо бы сделать выставку о посуде!» Фото Владимира Ларионова-мл.

Работа Елены Луцковской из тех, что «на первый взгляд как будто не видна»

Главный хранитель городского краеведческого музея Елена Луцковская не из тех, кто широко знаком посетителям. Что ж, тем интереснее познакомиться поближе. Тем более что есть 
и повод хороший: и 30-летие музейной работы, и день рождения – его Елена Федоровна отмечает как раз сегодня, в четверг.

Дело о мнимой шкатулке
- Елена Федоровна, пожалуйста, поясните широкой публике, кто такой хранитель в музее. Звучит почти грозно…

- В музеях есть экскурсоводы, есть экспозиционеры... А есть хранители. Их работа действительно малоизвестна публике, практически не видна, но очень важна. Без них учреждение будет Дворцом культуры, библиотекой – чем угодно, но не музеем. В самом деле, различные выставки могут проходить и в ДК. Но музей отличается наличием фондохранилищ и огромного объема специальной документации. Этим и занимаются хранители: хранят коллекции, изучают их, систематизируют. У музейной документации есть несколько значений: и юридическое – ведь, скажем, принятие в дар того или иного предмета производится по акту, и, конечно, научное. Есть еще целый ряд других обязанностей у хранителей: они, например, отвечают за условия хранения коллекций – за соблюдение температурного, влажностного, светового режимов. Но главное – изучение предметов. Это очень нужное и просто на редкость интересное дело!

- Наверное. Со школьных лет помню книгу «Загадки старых картин» Инны Немиловой: хранитель эрмитажной коллекции французской живописи описывает свою работу прямо как сюжет для детектива! А у вас было что-то подобное?

- Вот один из моих любимых предметов в любимой коллекции – изделий из керамики. Поступил к нам как шкатулка. Но я стала выяснять – нет, не шкатулка, а масленка. Масленки такого рода были чрезвычайно разнообразны. Были, скажем, этакие горки блинов с крышкой в виде растекающегося масла – настоящие минискульптуры. Хорошо бы найти такую… А это вот такой симпатичный баранчик. Сохранилось клеймо – масленка изготовлена товариществом Матвея Сидоровича Кузнецова, «фарфорового короля» России конца XIX – начала ХХ веков. А эта чайная пара – изделие компании его двоюродного брата Ивана Емельяновича Кузнецова. 

А это тарелки уже советского времени. Эмблема «Всенарпит» - «Всенародное питание». Или: «Общественное питание – путь к социализму». На таких предметах отражается время, в них живет история. История, связанная с чьей-то судьбой, с чьей-то семьей. Сейчас красивой посуды мало. Тем приятнее увидеть предметы прошлых веков. Хорошо бы сделать выставку о посуде! Как жаль, что музею катастрофически не хватает площадей – и для фондов, и для новых выставок…

- А это?

- Это тарелка из Соловецкого монастыря. Уникальная партия – с опечаткой в надписи: «Солвецкая обитель»… Памятна мне еще и потому, что как раз на Соловках начинался мой творческий путь тридцать лет назад.

Где родился, там и пригодился
- На Соловки я попала впервые после первого курса исторического факультета Архангельского пединститута в составе студенческого стройотряда экскурсоводов «Биармы». И после того каждую весну досрочно сдавала экзамены и ехала на Соловки. Тогда не думала еще, что это определит мою судьбу. Было очень интересно работать. Соловки притягивают, к ним прикипаешь душой. Не страшили пешие экскурсии – 22 километра на Муксалму, 26 – по Большому кругу, не ставили в тупик вопросы туристов. А были, например, такие: «Где тут сидел Лев Николаевич Толстой при Петре I?»

- Помнится, на Соловки не Льва Николаевича заточили, а его предка Петра Андреевича. И не при Петре I, а при Петре II. Что же вы отвечали?

- «Знаете, мы еще будем об этом говорить, когда зайдет речь о монастырской тюрьме». И потом уже – о Петре Андреевиче, о последнем запорожском атамане Кальнишевском, умершем на Соловках…

По окончании института по распределению я должна была работать учителем в Красноборске. Помню, дедушка очень радовался: там наши семейные корни. Но Лев Евгеньевич Востряков, тогдашний директор соловецкого музея, добился, чтобы меня распределили в музей. Дедушка расстроился: «Туда раньше ссылали, а ты добровольно едешь…»

Я выбрала для работы отдел фондов. Экскурсионная деятельность уже была знакома, хотелось познакомиться с музейной работой как таковой. Мне повезло работать с очень сильным коллективом, который дал мне богатую школу. В этом сентябре с радостью встретились с коллегами в честь 45-летия соловецкого музея…

В 1987 году вышла замуж там же, на Соловках. Муж мой тогда был секретарем парторганизации Соловецкого района. Там, на островах, родилась и дочь Яна. 
Забегая вперед, скажу, что теперь и сын связан с Соловками: оба, и Яна и Александр, приняли там крещение.

- А в Северодвинск когда переехали?

- В начале 90-х муж уехал сюда, скоро за ним последовала и я. И пришла сюда, в музей. В здание, где родилась, когда здесь был еще роддом… И вот уже 26 с половиной лет работаю здесь: сначала хранителем, затем главным хранителем. Повторю: это очень интересная работа. Во многом административная, с документами, с инструкциями. Но нахожу время и для исследований, и для пропаганды тех знаний, которые получаешь. В 90-е годы вела рубрику «Из музейной кладовой» в «Северном рабочем». Начала проводить музейные гостиные. Эту форму работы используем и сейчас – рассказываем о реставрации предметов. Людям это интересно – и это греет душу.

Дорогие амбуряне
- Елена Федоровна, все это действительно интересно. Но работа хранителя не только кабинетная, и ваша в особенности…

- Одна из главных научных тем моей жизни – старообрядческие скиты в окрестностях Северодвинска. Началось все в 2001 году, когда Леонид Федорович Добрынин принес в музей первые монеты из бывшего Амбурского скита. А в 2002 году мы отправились туда. Видите, еще один юбилей этого года: десять лет наших амбурских экспедиций… За эти годы собрано более 600 предметов материальной культуры – как на месте, так и в результате сотрудничества с потомками обитателей скитов. Особенно отмечу Ивана Михайловича Мамонова, ветерана Севмаша: это он помог нам получить уникальные старинные книги, в том числе библию типографии Ивана Федорова, он знает эту культуру изнутри как потомок старых амбурян. 

Ведем работу и в архивах. Накопленный и изученный материал вводим в оборот. В 2006 году была первая научная публикация, а в этом году выступили сразу на трех конференциях. Например, в XII региональной научной конференции «XVII век в истории и культуре Русского Севера». Она проводилась по гранту Российского гуманитарного научного фонда и областного министерства образования и науки при содействии САФУ. Какие коллеги участвовали в ней! Сотрудники Третьяковской галереи, Исторического музея, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Российской академии художеств. Десять докторов, 26 кандидатов наук. И все – настоящие энтузиасты. Вот Наталья Петровна Воскобойникова, кандидат исторических наук из Москвы: на конференции она отметила 91-й год рождения! 

Только не хватает времени заниматься этим на работе. Но можно разрабатывать новые темы дома. Это очень увлекательно. Всегда говорю молодым сотрудникам: берите интересные предметы – и вам работать будет интересно!

Александр Сергеевич, Джулька и Булька
- Но дома-то не только работа, Елена Федоровна?

- Вот сына в армию проводила. Будет служить в морской пехоте Северного флота. Теперь ждем присяги.

Еще у нас дома всегда было много животных. Это тоже от сына, от нашего Александра Сергеевича! Он животных очень любит. Однажды, еще школьником, привел собаку: погладил, посвистел – и она за ним пошла… Звонит мне: «У нас будет Джулька жить». Я не разобрала: «Ты что, девушку привел?!» Щенков Джульки, кстати, с помощью «Вечерки» раздавали… Жаль Джульку: бультерьер загрыз. Зато теперь Булька живет. Будет Александра Сергеевича дожидаться.

- С днем рождения, Елена Федоровна.

Станислав ЗЕЛЯНИН


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий