Новости Северодвинска и Архангельской области

Достаточно нажать на кнопочку!

27.08.2013
Изменить размер шрифта
Алексей Фоменко
Фото Владимира Ларионова-мл.

Как парни из Северодвинска и Саратова спасли от головной боли правительство Москвы.

Если я и преувеличиваю с головной болью, то совсем чуть-чуть. Суть же вот в чем. В 2008 году по столице прокатился тихий, не выходящий за рамки города бабий бунт. Был он, точнее, бабушкин…

ГЛОНАСС не для нас
Пять лет назад по всей Москве в рамках (как выражаются чиновники) городской целевой программы в подъездах многоэтажек стали устанавливать стационарные пандусы-швеллеры. Подобная металлическая дорожка встречается при входе в подземку.

Дело задумывалось, в общем, благое – помочь инвалидам-колясочникам и мамочкам с колясками преодолевать узкую лестницу до лифта на первом этаже. Получилось же, увы, как всегда. То какая старушка запнется и упадет, а то и руку-ногу сломает. Общественность зароптала, в прокуратуры посыпались жалобы, управляющие компании платили огромные штрафы, и швеллеры демонтировали. А проблема осталась.

Решить ее московскому правительству помогли два парня. Один из них – северодвинец, выпускник лицея № 17 и МГТУ им. Баумана Алексей Фоменко.

- Алексей, все-таки приятно продолжить рассказ на тему «Умники и умницы из семнадцатой».

- До этого я учился в 13-й и 23-й школах.

- Но начать все же предлагаю с легендарной Бауманки.

- Я окончил факультет радиоэлектроники и лазерной техники. Этим направлением занимался четыре года, работая со второго курса в НИИ при университете. К примеру, в числе других специалистов занимался разработкой передатчиков радиолокационных станций для посадки палубной авиации на авианосцы. Насколько знаю, один из них установлен на теперь уже индийский авианосец «Викрамадитья».

- Алексей, у вас там все студенты в НИИ работают?

- Не все, но многие. В Бауманке Кулибиных очень много.

- Знаю, что на выпускном курсе у вас имелись довольно лестные предложения о работе. Откуда, если не секрет?

- Проходил практику в ОАО «Российские космические системы», головное предприятие по созданию системы ГЛОНАСС. Оттуда и поступило предложение работать. Отказался. К тому моменту уже решил для себя, что буду создавать собственную инновационную компанию Тем более что до этого я увлекся изобретательством, изучил теорию решения изобретательских задач – набор методик, позволяющих активизировать творческое воображение и находить нестандартные решения технических задач.

- Можно ли расшифровать? И лучше, разумеется, с примерами.

- После того как на пятом курсе ушел из НИИ при университете, я начал самостоятельно выполнять опытно-конструкторские работы для нужд производственных предприятий. Постепенно у нас сформировалась команда сильных инженеров, появились постоянные клиенты, и мы открыли свою компанию.

Если проще – у заказчика возникает некая техническая задача-головоломка, а мы ее решаем и создаем опытный образец. Для примера, создали переносную малогабаритную электростанцию. Маленькую, легкую, но с заданной мощностью. Она уже выпускается серийно.

Главное здесь - идея
- Алексей, вы, по сути, современный изобретатель и рационализатор. Отечественных Кулибиных эпохи Советского Союза так, кажется, называли. А сейчас, когда выпускники школ с трудом идут учиться на инженерные специальности, инжиниринг и изобретательство можно назвать делом во всех отношениях перспективным?

- Думаю, можно, даже без натяжки. Главное здесь – сильная идея и удачное стечение обстоятельств. У меня такое случилось. Мы с коллегами проектировали для одной компании подъемник для людей с ограниченными возможностями. А пока делали его, изучили проблему безбарьерной среды и то, как она решается в Москве. Зацепило. Чисто по-человечески даже.

- Правда, очень интересно.

- В Москве бетонный пандус для колясочников к дверям подъезда уже не редкость. Правда, потом возникает препятствие в виде одного лестничного пролета к лифту. Ширина лестницы - около одного метра. По пожарным нормам там ничего стационарного нельзя ставить. Мы взялись за эту задачу. Начали думать, каким должен быть идеальный пандус, чтобы он всех устраивал. Стали думать над образом идеального продукта.

- И что надумали?

- Что в данном случае идеальный пандус – это механизм, который складывается и прячется под перила. Его никто не видит, он никому не мешает. А главное, никто об него не спотыкается и не ломает ноги.

- Это понятно. Расскажите, Алексей, о принципе действия вашего волшебного механизма.

- Принцип простой – достаточно нажать кнопочку! И пандус раскладывается. А далее кнопкой регулируется ширина пандуса и ширина его колеи. Он складывается, когда дальняя направляющая доедет до ближней, потом они вместе сложатся под перила. Когда мы устанавливаем этот пандус, мы срезаем уже имеющиеся перила и ставим новые с нишей для нашего пандуса. В перилах проложены провода к пультам.

- А что это дает в принципе людям, живущим в подъезде?

- Им могут пользоваться не только люди с ограниченными возможностями, но и мамы с самыми разными детскими колясками, и даже хозяйки с сумками-тележками. Для дорожных сумок это тоже подойдет. Кстати, до нас такого никто не делал.

- Что лишний раз подтверждает – все гениальное просто. Как на вас вышла мэрия Москвы?

- На выставках. Благодаря департаменту науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы мы в них участвовали бесплатно. Для инновационных компаний мэрия выкупает там места. На одной такой подошел первый зам мэра Москвы по ЖКХ и благоустройству Петр Бирюков. Ему эта разработка очень понравилась, он даже как-то неожиданно обрадовался. Я позже понял, что мы сняли с Петра Павловича огромную головную боль.

Решил остаться тут
- Алексей, ну а помимо мэрии столицы был интерес к вашей разработке? У инвесторов, допустим?

- Инвестор нашелся здесь, в Москве. Хотя было предложение из Великобритании. Проявлял интерес один британский инвестор, но было одно условие: если он инвестирует, то предприятие должно быть зарегистрировано в оффшорной зоне. На Кипре или в Эстонии. Я решил остаться тут.

- Здорово. Расскажите, почему вы сейчас в Северодвинске мне об этом рассказываете?

- Мы уже организовали полноценное производство пандусов в Москве. Теперь хотим работать с регионами, ищем партнеров, в том числе и в Архангельской области. Есть желание разместить производство в регионах, чтобы снизить себестоимость продукции. Ведем переговоры с северодвинскими фирмами, которые занимаются с металлоконструкциями.

- Сколько стоит ваш пандус?

- От 180 до 200 тысяч рублей.

- Вы все время говорите «мы». А кто кроме вас в этом участвует?

- Еще один выпускник Бауманки и мой партнер Кирилл Ершов. Он тоже не москвич, из Саратова. Мы создали компанию «Изобреталь Комфорт». Изобретаем комфортную среду вокруг нас. Это очень интересно.

Наталья КОЛОГРЕЕВА


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий