Новости Северодвинска и Архангельской области

Борзова и Борзова

20.10.2013
Изменить размер шрифта
Тот случай, когда хотелось воскликнуть глазам своим: «Не верю!»

Сериал «Ранетки» я смотрела, даже когда дочь-школьница под предлогом «уроки делать нужно» плавно с дистанции сошла. И учительницу Борзову - сперва была она суровой и неприятной тетей, затем же сделалась вполне нормальной, симпатичной женщиной - помню прекрасно.

«Я врала неправильно»
Роль Борзовой в «Ранетках» сыграла актриса театра и кино Елена Борзова. Честно говоря, я забыла спросить у нее, почему фамилия актрисы и героини сериала совпали. Может, от неожиданности забыла? Елена Николаевна так правдиво вошла в образ синего чулка, что я ждала увидеть перед собой пожилую даму непременно в коричневом. А пришла стройная блондинка в радужных одеяниях. Как раз тот случай, когда захотелось воскликнуть этак по Станиславскому глазам своим: «Не верю!» 

- Раз уж вспомнили мы про «Ранеток», Елена Николаевна, расскажите, – общаетесь с девушками после завершения проекта?

- Практически не общаемся. Знаю, что Ольга Спиркина, сыгравшая роль директрисы Калерии Викторовны, иногда переписывается с ними в социальных сетях. Мы встречались несколько раз, но времени на все не хватает. После съемок девочки занялись сольной карьерой. Насколько я знаю, это было обоюдное решение.

- Я прочла, что вы об актерской карьере тоже со школьной парты мечтали?

- Все думала, что подойдет ко мне на улице волшебник и спросит: «Девочка, хочешь в кино сниматься?» Примерно так все и вышло. Первую роль я сыграла в девятом классе. А фильм назывался «Письмо из юности».

- Елена Николаевна, вашей юношеской целью была школа-студия МХАТ, и только она. Интересно, как грезящие о сцене школьники определяются с будущей альма-матер?

- Я в первый год туда не поступила. Но как не поступила! В приемной комиссии Щепкинского училища мне просто не отдали документы. Пытались таким вот образом задержать у себя. Да и соврала я, как выяснилось, неправильно: мол, передумала в театральный, иду в инженерный. Не знала, что в технических вузах экзамены позже. А в Щепке знали. Но пока я сдавала экзамены, я пленилась той атмосферой, теми отношениями в среде студентов и преподавателей, которые сложились в школе МХАТа. Раз и навсегда пленилась.

- Значит, год готовились?

- Готовилась. Ходила на все дипломные спектакли. Была просто влюблена в педагога Виктора Карловича Монюкова, набиравшего мой будущий курс. Поэтому на следующий год благополучно заваливала экзамены везде, кроме МХАТа. По молодости выбираешь по-другому. К тому же я всегда была человеком идейным. Как танк правильным, что ли. Всегда выбирала как внутренности шептали. Скажем, известные, титулованные режиссеры приглашали на главные роли в картинах, иногда даже настоятельно приглашали. А я в пользу юного, безвестного искусства отказывалась. Жалеть не жалею, но молодежной глупостью здесь, конечно, попахивало. И было ее много.

Позови меня в даль светлую
- Будущие звезды кино начинают сниматься со студенчества. Наверное, если тебя приглашают, это престижно, это здорово. У вас так же было?

- Монюков нам запрещал. В 1977 году режиссер Станислав Любшин уговорил меня, студентку, сняться одним днем в картине по Шукшину «Позови меня в даль светлую». А я в свою очередь уговорила его не указывать в титрах мою фамилию. Мы прекрасно знали, каков в гневе наш Виктор Карлович - и выгнать мог. Не потому, что съемки мешали учебе, нет. Он говорил, что потом нам будет стыдно за сделанное, ведь мы ничего еще не умеем в профессии.

- В общем-то, мудро. Студенческая жизнь, действительно, это лучшие годы в жизни человека? В вашей, в частности? Вспоминаете ее?

- В 2009 году исполнилось тридцать лет, как выпустился наш курс. Мы все помним, все отмечаем. Если нужно, мы друг друга подхватим. Потому что мы – орден, мы посвящены в какую-то великую тайну, мы монюковцы! Маша Голуб, Митя Золотухин, Юра Мороз, Коля Караченцов…

- Елена Николаевна, бывают в жизни огорчения. А в артистической их наверняка очень много?

- В артистической жизни трагических витков, скажу я вам, предостаточно. Это сейчас я стараюсь относиться к ним по-философски. По молодости же, когда три года ждешь железно обещанной тебе роли, но в итоге что-то там «не срастается»…

- Но вам, я думаю, на творческую судьбу жаловаться грех. Десятки ролей в кино и сериалах. Звание заслуженной артистки. Особенное признание белорусских зрителей. Что за роман у вас вышел с Беларусью?

- Это был очень интересный период. После съемок в картине «Люди на болотах» я словно бы вторую родину обрела. Миллионы искренне считали меня, коренную москвичку, белорусской актрисой. Другую Ганну зритель уже не представлял.

Завтра - Лермонтов
- Где вы сейчас служите?

- Я служила в нескольких театрах – Новом драматическом, имени Станиславского, МХАТе Горького…В настоящий момент снимаюсь и преподаю актерское мастерство в школе Ольги Спиркиной «Останкино-ТВ». Это очень интересный образовательный проект. Главное, он доступен творческой молодежи из российской глубинки.

- Вы захватили советский период нашего кинематографа, какой-то промежуточный и современный. В каждом времени есть свои плюсы и минусы. В чем они, если сравнивать?

- Если сравнивать, то разница колоссальна. Тогда актеры были гарантированы в работе, а значит и в доходе. Мы играли - нам постоянно повышали ставку. Пусть в театре это были смешные деньги, зато в кино очень даже серьезные.

Да, тогда заставляли играть всяческую чуму – дешевые пьесы, которые валило на наши головы Министерство культуры. Но были и совершенно шикарные работы, «кровавые» споры, ночные репетиции. А рядом присутствовал дух творчества, которого, увы, практически нет сейчас. Его сменила борьба за кассу, а следовательно, конъюнктура.

- А как же свобода?

- Разве что от пристального внимания партии и правительства к твоей персоне. Тогда могли тебя и вознести, и спустить на грешную землю буквально в одночасье. К примеру, я считалась невыездной в капиталистическую страну. Некто писал, по большому счету, доносы – второй брак, аморалка! Сейчас это никому, по большому счету, не интересно. Но если кто-то думает, что наступило свободное время, то - нет. Время одинаково несвободно и тогда, и нынче. Просто тогда шлагбаум был политическим, а сейчас он экономический. Все решают продюсеры. А человек, желающий заниматься настоящим творчеством, практически обречен. Да и что это за свобода - ставить дешевые антрепризные спектакли, которые можно смотреть один на сотню? Потому что все остальное – жвачка с оберткой из знаменитых артистов…

- Что есть антреприза для актера?

- Деньги в первую очередь. Я езжу по стране с фестивалями, общаюсь с самыми разными людьми, мне часто задают вопрос: а зачем вы (актеры) из нас дурачков делаете? Абсолютно согласна. Недооцениваем мы нынешнего зрителя, делаем из него какого-то одноклеточного. И упускаем что-то в собственном творчестве.

- А вы участвуете в антрепризах?

- Нет, сегодня уже не участвую.

- За время нашего разговора мне показалось, что с «тех» времен вы, в плане собственной принципиальности, ничуть не поменялись. Все так же открыты, правдивы… Кстати, это правда, что однажды вас КГБ двенадцать часов подряд допрашивал?

- Неправда, не верьте! Не знаю, кто и зачем написал это в Интернете, теперь меня об этом постоянно спрашивают. Да, случались иногда моменты конфронтации внутри театра, не более того. Хотя органы госбезопасности, в принципе, могли бы взять меня на заметку. От карьеры комсомольского вожака отказалась, в партию тоже.

- Скажите, Елена Николаевна, а вы уже знаете, что будете делать завтра?

- Завтра я поеду в Подмосковье читать Лермонтова!

- Удачи вам!

Наталья КОЛОГРЕЕВА

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий