Новости Северодвинска и Архангельской области

Цена выкрутасов в небе, или О целесообразности думать до, а не после…

15.08.2015
Изменить размер шрифта
Событию две недели, но трагического эффекта от него мне хватило и по день сегодняшний. Под Рязанью на авиашоу, названном устроителями «Авиадартс», при демонстрации фигур высшего пилотажа разбился боевой вертолет Ми-28 «Ночной охотник». Командир погиб, второй пилот - ему посчастливилось остался в живых.

В наших СМИ сначала появилась короткая информация о крушении, позже - информация чуть подробнее. А потом еще одно сообщение, как насмешка (цитирую): «Организаторы «Авиадартс» сомневаются в целесообразности проведения авиашоу». То есть все, как у нас водится: сначала угробили боевой вертолет, погиб летчик, второй неизвестно, выживет или останется инвалидом, а потом вдруг засомневались в целесообразности… Не лучше ли было сомневаться до, а не после?!

Последние недели, так уж сложилось, сразу несколько авиакатастроф отмечено в России: падали не только истребители и фронтовые штурмовики, в Хабаровском крае с небес рухнул ракетный бомбардировщик. Без жертв не обошлось. Полеты временно остановили, а специалисты и по сей день горячо спорят о причинах столь массового «падежа». То ли это низкий уровень технической подготовки машин к вылету, то ли все… нормально, если учитывать кратно возросшую активность наших ВВС.

Но это, как говорится, общий фон упомянутой трагедии под Казанью. Сразу вспомнились катастрофы подобного рода уже в новом, XXI веке. Поэтому поднял открытый список таковых. В целом, если брать авиашоу по всему миру, список впечатляет! И надо сказать, мы там тоже имеемся, причем не на по-следнем месте. В 2001-м, например, случилось сразу два ЧП. В июне под Петербургом при показательных выступлениях столкнулись два реактивных Л-39. Один пилот погиб, другой, к счастью, выжил. А через месяц в Пскове, опять-таки во время показательных выступлений, погиб летчик-испытатель Тимур Апакидзе - Герой России, первым посадивший первый Су-33 на палубу авианосца. Еще через два года во Львове истребитель Су-27 рухнул на толпу зрителей. Ошметки человеческих тел по аэродрому затем собирали неделю: всего погибли 77 (!) человек, из них 28 детей, еще 241 получил ранения. Такова на земле цена за выкрутасы в небе.

Вот и созрели вопросы: кому и зачем приспичило раз за разом демонстрировать не специалистам, а толпам зевак во всех смыслах опасные фигуры высшего пилотажа?! Для кого, с какой целью устраиваются эти, несомненно, праздные авиашоу? Не лучше ли отважным соколам щеголять своим мастерством перед узкими специалистами, если, конечно, есть практическая нужда? А еще лучше, если свое мастерство наши летчики будут демонстрировать противнику, в реальных боевых условиях…

И еще аналогии напрашиваются: не сродни ли шоу авиаторов демонстрации моряками изысков строевой подготовки? Для парадных церемоний (и не только во флоте), вообще-то, принято готовить специальные расчеты караула. А моряку из плавсостава где и когда такой строевой шаг потребуется и на каких кораблях? Может быть, на авианосце с его просторной палубой? Так ведь виртуозный шаг безопасным взлетам-посадкам крылатых машин на палубе ничем не поможет.

Олег ХИМАНЫЧ

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий